Место для рекламы

Атомолет

5 марта 1946 года была произнесена знаменитая речь Черчеля, впервые было произнесено слово железный занавес, началась холодная воина, разделившая бывших союзников на два лагеря. В 1946 году в США начались разработки нового самолета, предполагалось что он будет оборудован ЯСУ, в то время США единственная страна обладающая ядерным оружием. Казалась обладая знанием процессов ядерной физики позволит ученым и авиаконструкторам создать самолет принципиально нового типа. Однако работы, по созданию самолета проходят чрезвычайно трудно, вновь и вновь заходя в тупик. Первые пробные испытания атомолета проходят в сентябре 1956 года, секретный объект совершает полеты над мало населенными районами штатов Техас и Ньюмексика. Тем временем в руки советской разведки попадают данные по секретным разработкам компаний боинг и локхид. Эти данные незамедлительно ложатся на стол высшего руководства страны, это заставляет СССР в 1955 году активизировать работы по созданию собственного самолета с ЯСУ. К концу 50-х годов ядерная программа СССР достигает впечатляющее развитие, в Обнинске пущена первая в мире электростанция с ядерным реактором, в секретных цехах Подмосковья изготавливаются ядерные субмарины, на стапелях в Ленинграде заложен первый в мире атомный ледокол «Ленин». Чтобы сократить сроки создания самолета, одну и туже задачу ставят сразу перед несколькими конструкторскими бюро. Проектировать будущий планер поручают КБ А. Туполева и КБ В. Мясищева, схему ядерного двигателя приказывают разработать КБ Н. Кузнецова и КБ А. Люльки. Создание атомолета подстегивают военные, использование ЯСУ на борту, позволит самолету многократно увеличить время пребывания в воздухе. Эскадрилья атомолетов, могла бы зависнуть над территорией противника и держать ее под постоянным прицелом.

Начинается поиск прообраза будущего планера атомолета, КБ В. Мясищего предлагает сразу несколько вариантов решения сложнейшей задачи. Первый вариант носил обозначение М-60, экипаж планера предполагалось разместить в глухой капсуле с мощной многослойной защитой. Капсула не позволяла производить визуальный обзор из кабины, предполагалось создать систему способную управлять самолетом в слепую, М-60 мог стать первым беспилотным боевым самолетом. Но военные М-60 забраковали, беспилотник показался им излишне опасным. Второй вариант КБ был М-30 — атомный бомбардировщик предполагалось оснастить безопасным для атмосферы ядерным двигателем.

В конце 50-х создание атомолета в СССР и США носит навящую идею, сил и средств на создание самолета, обе державы не жалеют. Предполагалось, что создание атомолета, коренным образом изменит баланс сил в холодной войне. Параллельно с созданием ЯСУ для самолета, ведутся разработки, по созданию двигателя на ядерном топливе для ракет, создание такого двигателя поручают КБ М. Бондарюка, созданием ракеты под этот двигатель ведутся в КБ С. Лавочкина.

Изначально конструкторы были убеждены, что способны в кратчайшие сроки создать двигатель на ядерном топливе, так как его схема сложной не казалась. Первая трудность заключалась в размере реактора, необходимо было создать реактор, минимальным по своим размерам и весу. Наиболее серьезную надежду связывали с К Б Кузнецова, где разрабатывали закрытую схему двигателя, что определяло большую экологическую безопасность. В результате конструкторам удалось создать двигатель приемлемых размеров. Созданный ректор вывезли на полигон в Семипалатинск. Первые испытания были проведены на земле, они показали что неочищенный от радиации газ, выброшенный из двигателя в атмосферу, будет представлять угрозу всему живому. Возник вопрос как защитить атмосферу от ядерных остатков. Возникшая проблема оказалась не единственной, так падение самолета с высоты, означало бы неминуемую экологическую катастрофу. В 1959 году было принято решение провести совещание всех участников проекта. По итогом совещания становится ясно, что основой всей схемы будет не новый двигатель, а надежная защита от воздействия радиации. В 1960 году удалось достичь первого серьезного успеха, ректор, испытанный на земле, был модернизирован, теперь это была уже летающая лаборатория, готовая к следующему этапу испытаний на борту самолета. Но наступивший 60 год стал черным для всей советской авиации, атомный проект потрясла целая череда роковых событий. В феврале 1960 года умирает руководитель проекта, Игорь Курчатов. С уходом Курчатова, проект потерял огромную поддержку, которую ему обеспечивал в правительстве этот ученый. В июне 60-го на Казахстанском полигоне умирает великий конструктор Семен Лавочкин. В декабре того же года, выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о сворачивании разработок всех перспективных самолетов. Правительство делает ставку на ракетную технику, авиационная промышленности становиться не удел, прекращаются многие проекты, закрываются КБ, сокращается финансирование. Правда в 1961 году политбюро разрешает провести испытания уже созданной летающей лаборатории, это было вызвано информацией из США, о том что американцы вплотную подошли к созданию атомолета. Это известие, заставит СССР вновь активизировать работы по проекту.

Для испытания созданной летающей лаборатории, используется стратегический бомбардировщик Туполева, Ту-95. Самолет проведет боле 30 полетов с атомной лабораторий на борту, над территорией Семипалатинского полигона. Ядерный ректор закрепят в хвостовой часть бомбардировщика, кабину экипажа, для снижение воздействия радиации, отгородят двумя плитами. Первая свинцовая толщиной 5 см, вторая толщиной 20 см из полителена и церезина. Проведенные испытания позволили произвести первые подсчеты, так за время полноценного полета длинною в двое суток, экипаж получил бы дозу порядка 5 бэр. Планер самолета набирал в себя радиацию, после посадки планер необходимо было помещать на пару недель в наглухо закрытый отстойник. В начале 60-х К Б Туполева готовилось начать разработку планеров атомолета, за будущими машинами закрепилось обозначение Ту-120. Но планы по созданию атомолета, так и остались на бумаге, не удалось договорится с главным заказчиком — военными. Военные настаивали, что бы бомбардировщик развивал сверхзвуковую скорость, выполнить такое условие Туполевцы просто не могли. Правительство в очередной раз потеряло интерес к самолету, сказался и тот факт, что пришедший к власти Д. Кеннеди, закрыл аналогичный проект.

В середине 60-х годов была выдвинута идея по созданию атомолетов-охотников за подводными лодками США. Военные предложили использовать в качестве планера атомолета, самолет Ан-22. Опыты с летающей атомной лабораторией были проведены вновь. Экспериментальный Ан-22 совершил более двух десятков полетов с реактором на борту. Проведенные испытания показали, что конструкторам удалось вплотную приблизится к созданию атомолета. Требовалось лишь совместить ядерный реактор с уже созданным двигателем НК-12. К тому времени биологическая защита реактора была доработана, радиоактивное излучение стало значительно меньше. Реализацию проекта значительно затормозили — начавшаяся разрядка отношений с США и министр авиастроения П. Дементьев. Который не представлял устройство двигателя самолета на ядерном топливе и считал такой проект весьма туманным. После того как министр авиационной промышленности похоронил проект, конструкторы предложили оснастить ядерным двигателем экранопланы. Но и этим планам не удалось сбиться. В 1966 году на проекте создания атомолета был поставлен жирный крест.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  18 июл 2015
0 комментариев

Похожие цитаты

Прочь поэзии мозаика,
Наступивший год — прозаика!

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАвов Аволог  18 янв 2023

Не потеряй себя в житейской прозе.
Пусть будет трудно — ты держись.
Нелёгкий год дают в прогнозе —
на волю Божью положись.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлексей Лобачев  10 апр 2020

Снежинки кружатся, не падая,
Позволь полёт остановить,
Семнадцать лет пройдут наградою,
Или заставят всё забыть…

Опубликовал(а)  полёт дракона  01 ноя 2014

25 мая. У него завтра день рождения. Они договорились встретится в кафе.
26 мая. Он не пришёл.
27 мая. Он приехал днём. Она вышла к нему. Нервно закурила сигарету. Он что-то говорил, оправдывался. Она не слышала.
Прошло 2 месяца. Он ни разу не приехал.
Она сидела в кафе с подругой, пили вино. Подруга закурив очередную сигарету сказала: Ты знаешь, что он женился?
Она тихо спросила: Когда?
-26 мая.
Она позвала официанта и заказала водки.
Осень.За окном дождь. Зазвонил телефон.
-Да.-Ответила она.
-…

Опубликовала  пиктограмма женщиныХадиша Хисматулина  24 апр 2011

Женщины 40+

Размышлизмы Энди Руни о сорокаслишнимлетних женщинах:

«С возрастом я всё больше ценю женщин, которым за сорок. Этому много причин. Например, 40плюслетняя женщина никогда не разбудит тебя среди ночи, чтобы спросить «О чём ты думаешь?». Ей пофиг, о чём ты думаешь. Если 40плюслетней женщине влом смотреть с тобой спорт по телевизору, она не будет сидеть и ныть по этому поводу. Она пойдёт и будет заниматься тем, чем хочет — обычно чем-то куда более интересным. 40плюслетняя женщина знает себя достаточно хорошо, чтобы быть уверенной в том, кто она, чего о…

Опубликовала  пиктограмма женщиныНиНуЛьЧиK  29 янв 2014