«Пережиток католического средневековья заставляет многих людей, даже образованных, считать, что каждый человек должен обязательно во что-то «верить». Если он не ходит в церковь, то должен быть догматическим атеистом, а если он не считает капитализм совершенным, то должен пламенно веровать в социализм. То есть, если у него нет слепой веры в X, то в качестве альтернативы у него должна быть слепая вера в не-Х или в то, что противоположно X.
По моему личному мнению, вера — это смерть разума. Как только человек начинает верить в доктрину того или иного рода и перестает сомневаться, он прекращает размышлять об этом аспекте бытия. Чем большей уверенностью он проникается, тем меньше у него остается пищи для размышлений. Ни в чем не сомневающийся человек никогда не испытывает потребности думать.
Вера в традиционном смысле — или уверенность, или догма — ведет к колоссальному заблуждению. «Моя текущая модель, или система, или карта, или туннель реальности, — полагает человек, — вмещает всю вселенную, и у меня нет необходимости когда-нибудь ее пересматривать». Вся история развития науки и знания в целом опровергает эту абсурдную и высокомерную точку зрения, но, как ни странно, подавляющее большинство людей все еще придерживаются таких средневековых взглядов.
Большинство философов по меньшей мере с пятого века до нашей эры знают, что мир, воспринимаемый нашими органами чувств, — это не «реальный мир», а конструкция, которую мы создаем. Наше собственное произведение искусства.
Наша укоренившаяся привычка экранировать все человеческие сигналы, которые идеально не совмещаются с нашей излюбленной картой реальности, как раз и представляет собой тот самый механизм, который мешает нам поумнеть.
Каким бы ни был «объективный» вестибюль, каждый проходящий по нему человек создает отдельный туннель реальности, — вестибюль, соответствующий его собственным нейрологическим привычкам. Нет двух людей, которые экзистенциально попадали бы в «один и тот же» вестибюль.
Мы ищем тайну — философский камень, эликсир мудрости, высшее просветление, «Бога», или То, Что Может Быть Окончательной Разгадкой — во всех направлениях: на севере, востоке, юге и западе, но все это время мчимся на ее крыльях. Эта тайна — сама человеческая нервная система, чудесный инструмент, благодаря которому мы создаем порядок из хаоса, науку из невежества, смысл из тайны и предметы из водоворота космической энергии."