Великий Нино Рота…
Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Фридрих Ницше
Каждый день Нино Рота садился на поезд, который идет из Рима в сторону Адриатики, и ехал к своим ученикам. Он был сверхпопулярен, но наивен, как ребенок, и, конечно же, мог бы зарабатывать миллиарды и миллиарды лир, поскольку писал музыку не только к европейским фильмам, но и к американским.
Вот в этом поезде, который шел из Рима в Бари Рота и сочинял свои мелодии. Я его всегда спрашивал: «Нино, как же можно писать музыку в поезде? Он такой шумный, едут ведь и стар и млад, гомонят, мешают». — «Нет-нет, я ничего не слышу, — отвечал Рота, — я в это время слышу только мою музыку».
А надо сказать, Федерико Феллини был не то что бы знаток музыки, его нельзя было причислить к любителям оперы, завсегдатаям симфонических концертов, и все же он очень здорово чувствовал ее. И поэтому их союз, союз режиссера и композитора, был несколько необычным.
Я всегда себя спрашивал: почему Нино Рота никогда не пишет музыки, если с ним рядом нет Федерико? Не только когда он работал над музыкой к фильмам Феллини, но и когда он писал для Копполы, для Висконти.
Феллини часто рассказывал истории, связанные с Нино Рота, чтобы продемонстрировать наивность и отрешенность этого человека.
«Однажды, — говорил Феллини, — я сижу с ним рядом на диване. И вдруг Нино опускает руку между диванными подушками и вытаскивает оттуда клочок бумаги, записку. Разворачивает, читает и вдруг вскрикивает: «Я должен срочно купить подарок!» — Я его спрашиваю: «Какой?» — «Вот здесь сообщается, что мой ученик женился». — «Когда?» — «Семь лет назад». — «Через семь лет ты хочешь сделать ему подарок?»
Как вам это нравится. Но задумайтесь — этот волшебный человек, музыка которого звучит в ушах всего мира, и в день его похорон нас было всего шестеро провожающих! Мы с Лорой, Федерико с Джульеттой и двое его родственников. Этого я никогда не смогу понять. Это, по-видимому, останется для меня тайной, как останутся загадкой для меня те отношения, которые были у Федерико Феллини с так называемыми неудачниками.
(Из воспоминаний Тонино Гуэрра)
Успех фильмов Феллини — это не просто доля мастерства режиссера и актеров, но и музыкального наполнения Нино Роты, гениально воссоздававшего дух балаганной Италии.
Их сотрудничество подарило миру незабываемые минуты счастья, ведь музыка в фильмах Феллини — это что-то невероятно чувственное. Там есть все спектры эмоций, которыми наполнена человеческая жизнь.
Рота был настолько особенным для Феллини, что на прощании с последним играла именно его музыка. Голливуд признал талант композитора, когда он написал музыку к «Крестному отцу» Копполы.
Ему была вручена тогда статуэтка «Оскар». Выдающийся итальянец создал музыку к более 150-ти картинам.