Поп Гапон — соперник Ленина
108 лет — ровно столько прошло с начала так называемой Первой русской революции (январь 1905). Ее организатором и вдохновителем — об этом факте знаем, в общем, достаточно мало — был полтавчанин Георгий Аполлонович Гапон. Поп Гапон…
«Он жил одним расположением духа и чувствами. Он сначала действовал, а потом уже осознавал последствия своих действий. Натура сильная и вместе с тем очень слабая, одаренная и в высшей степени импульсивная! Он мог сделать много ложных шагов и потом раскаиваться в них».
Так писал о священнике Георгии Аполлоновиче Гапоне известный политический деятель начала прошлого столетия, ярый антисоветчик Борис Савинков.
Родился-крестился будущий поп Гапон в селе Билыки Полтавской губернии в 1870 году (значит, ровесник Владимира Ульянова-Ленина, и в 1905-м ему было только 35). Билыки — это совсем недалеко от Полтавы. Поэтому меня, журналиста, прожившего 40 лет в этом городе, личность Гапона вдвойне привлекала, казалась магнетической… Семья Георгия была приличная, по нынешним меркам даже интеллигентная — отец служил волостным писарем. Гапон-младший закончил духовное училище. Потом духовную семинарию в Полтаве. Он восхищался и увлекся в конце-концов толстовством: отказался от стипендии и зарабатывал на жизнь уроками. В 1893−96 годах он — земский статистик, дьячок, дьякон. В 1896 году рукоположен в священники. В 1898-м после смерти жены выехал в Петербург, где при содействии действительного тайного советника и обер-прокурора Святейшего Синода, самого (!) К. П. Победоносцева поступил в Петербургскую духовную академию. В 1903-м защитил богословскую диссертацию…
Фактически, Георгий Аполлонович Гапон в начале прошлого века стал духовным пастырем простого люда Петербурга. Его проповеди о счастье и о том, что счастья не может быть без улучшения условий жизни, сделали его жутко популярным. Со своей паствой Гапон дневал и ночевал. Он не стыдился колоть дрова для других (вроде как поденщик), раздавал деньги беднякам, участвовал в скромных застольях рабочих. С его авторитетом не мог конкурировать ни один тогдашний маститый революционер.
Ну, и теперь — несколько слов о самом событии, разрушившем основы государства Российского, о знаменитом Кровавом воскресенье. Началось все с того, что с одного крупнейшего питерского завода было уволено четверо рабочих. Уволено незаконно. Все они состояли членами гапоновского «Собрания», а человек, их уволивший, некто мастер Тетявкин, был известен враждебным отношением к организации полтавского попа. Расследование инцидента в Нарвском отделе «Собрания» доказало неадекватность поведения и незаконный произвол мастера-беспредельщика. Доложили Гапону. Тот заявил, что видит в увольнении вызов, брошенный «Собранию» со стороны гадов-капиталистов. Мол, теперь рабочие должны вступиться за своих товарищей — в противном случае их организация ничего не стоит. 27 декабря 1904 (9 января следующего года по старому стилю) еще одним заседанием гапоновского «Собрания» было выдвинуто требование восстановить на работе уволенных. В случае неисполнения — начать на Путиловском забастовку.
И вот, 3 января 1905 года забастовал этот крупнейший завод Петербурга. Бастующие (всего 12 тысяч) устремились в Нарвский отдел «Собрания», где один за другим выступали ораторы. Священник Гапон поблагодарил рабочих за проявленную солидарность. Вот так «из искры возгоралось пламя». К восьмому января число питерских бастующих превысило уже 150 тысяч!
Теперь еще немного о личности вождя рабочего восстания. Эффектная внешность и ораторский талант, которые обеспечили Георгию Аполлоновичу популярность в рабочих массах, в то же время доставляли ему и проблемы от политических соперников и простых завистников. Георгий Аполлонович был отстранен Синодом в 1902 году от своих обязанностей. Мотив: «за моральную греховность». Это был просто формальный повод, но он имел под собой и определенные основания. В 1902-м воспитанница детского приюта, в котором служил Гапон, некая Анна Уздалева, стала его гражданской женой (православный священник, напомним, даже после смерти жены не мог вступать в брак повторно). Ораторские и организаторские способности Гапона, его проповеди «о силе рабочего общества» привлекли внимание министра внутренних дел В. К. Плеве. После этого все и началось… Священник Гапон — агент охранки! Безусловный тезис этот кочует по историческим и популярным текстам уже много десятилетий с тех пор, как на деятельность Георгия Аполлоновича обратили внимание высшие полицейские чины империи. Беднягу Георгия Аполлоновича таким и изображают в исторических романах и фильмах.
Гапон же, на самом деле, был красавцем-мужчиной, удивительно тонким и красноречивым оратором. Да, было так: регистрировали его рабочую организацию, разумеется, и в полиции тоже, — а как же иначе могло быть в те времена, кто мог тогда избегнуть сей процедуры? Всех окружающих в этом случае поразил (некоторых — возмутил) факт: вдруг, откуда ни возьмись, в темной России возникает рабочая организация христианско-демократической ориентации! О Георгии Гапоне говорили, что он имел гипнотический дар. Толпу он действительно мог повести за собой. Кроме того, Георгий Аполлонович по натуре был гедонистом, очень привержен жизненным наслаждениям. Один из его современников пишет: «Гапон любил жизнь в наиболее элементарных ее формах. Он любил комфорт, женщин, роскошь и блеск, словом, то, что можно купить за деньги. Но одного этого, конечно ж, было мало, чтобы Георгий Гапон превратился в предателя…»
Как, каким образом, даже при всем своем организаторском таланте ему удавалось держать дремучую еще тогда пролетарскую массу под твердым контролем? Если бы только не 9 января! Если бы он не оказался между молотом власти и наковальней первой русской революции! Итак, 9 января 1905 года в полдень Гапон повел мирную демонстрацию, шествие масс простых питерцев к Зимнему дворцу… В результате столкновения рабочих с полицией и войсками, в день Кровавого воскресенья погибло (по совершенно различным оценкам) от 4-х тысяч до 90 людей. Мы склоняемся ко второй цифре, ибо историки-большевики оказались пристрастными «оценщиками» не только в данном историческом событии… Во время расстрела шествия сам поп Гапон был спасен, по свидетельству эсера Савинкова, эсером же Рутенбергом. Он полдня потом прятался от полиции на квартире писателя Горького. А вечером того же Кровавого воскресенья Гапон на время покинул Россию. Но, что характерно, лишь в марте 1905-го поп-политик был лишен сана и духовного звания.
За границей, тем не менее, беглый батюшка пользовался огромной популярностью. Лев Троцкий говорил о нем, что это была «фигура почти библейского стиля»… Гапон встречался с известными политическими деятелями Франции — Ж. Жоресом и Ж. Клемансо. В Лондоне виделся с вождем анархистов князем Кропоткиным. В мае-июне 1905-го продиктовал свои мемуары, которые были опубликованы и имели успех. Гапон встречался за границей также с Плехановым и Лениным, и даже вступил в ряды РСДРП!
По поводу слухов о «провокаторе-Гапоне», то будучи в хорошем расположении духа сам Ильич в свое время написал: «Нельзя, безусловно, исключить мысли, что поп Гапон мог быть искренним христианским социалистом, но именно Кровавое воскресенье толкнуло его на целиком революционный путь. Мы склоняемся к этому предположению, ведь все факты говорят в пользу его честности и искренности, так как в задачу провокатора никак уже не могла входить такая могучая агитация за дальнейшее продолжение восстания».
Георгия Аполлоновича вскоре после его фатального провала, приснопамятного Воскресенья, уничтожили его же политические конкуренты. Приговором «рабочей комиссии» в небольшом поселке Озерки под Питером 28 марта 1906 года Гапона повесили. Позднее возник миф о его «филерстве» и «предательстве». Кому-то это было очень выгодно. Слухи о «нехорошем, распутном и грешном Гапоне» распустили его же палачи. Но почему потом люди поверили в эту байку? Ведь в тогдашней России, в новых, уже конституционных условиях, гапоновское «Собрание» имело исторический шанс! И кто знает, какой был бы поворот истории государства Российского, если бы не… Если бы батюшка Гапон не был казнен. Но история не знает сослагательных наклонений.