Легкость бытия появляется, когда не делаешь больших ставок на жизнь, и не боишься ее потерять. Это — смирение. Запредельной сложности в принятии такого взгляда — нет. Это — обычная честность с собою. Завтрашний день непредсказуем. Следующая секунда — непредсказуема. Ожидать чего-то — значит обманывать себя. Все ожидания приводят к мучительному пониманию той разницы, которая неизбежно возникает между фантазией и реальным положением дел. Легкость, о которой я говорю — это не наплевательская легкомысленность и не свинская раскованность. Это такое состояние, когда вообще ничего не ожидаешь, понимая, что жизнь всегда и все делает по своему, но при этом продолжаешь действовать.
В следующий час жизни может случиться все, что угодно. Будущие мгновения, вытекающие в завтрашний день — это такое девственное полотно существования, по которому реальность рисует впервые, не загадывая наверняка, а как бы спонтанно, играючи. Чисто по человечески — это действительно непростые и неоднозначные материи. А все потому, что на текущем этапе своих жизненных сценариев практически каждый забит до отказа личными представлениями о том, какой жизнь должна быть. Отказываться от этих фантазий никто не спешит. Очень уж они греют душу, очень уж сладко — предвкушать исполнение желаний.
Нет ничего однозначного. Выбор, судьба, карма — все это попытки поймать несуществующее. Откуда мы можем знать, какой должна быть жизнь? Почему так цепляемся за собственные иллюзии? Ошибки — неизбежны. Именно они дают тот опыт, который позволяет их же обходить.
Легкость бытия и смирение, о котором я говорю — это не пассивность, а действие вопреки всепоглощающей неизвестности, от которой мы так старательно сбегаем в грезы ума. Это — не наплевательское отношение к судьбе собственного тела, а ясное понимание, что тело — смертно, и порой, смертно — внезапно. Мне и самому нелегко признавать этот факт — нечто внутри сопротивляется. Но чем глубже понимание этой истины, тем сильней личная свобода, тем больше легкости по отношению к жизни."Печальная" новость — мы все умрем; земные накопления и беспокойства в этом свете — ничего не стоят. Радостная новость — печалиться и переживать об этом совершенно необязательно; жизнь — подобна увлекательному путешествию.
У нас есть выбор, есть определенная мера контроля, но вся личная свобода обусловлена опытом и окружающей действительностью. В любую секунду может случиться непредвиденное. Это — тревожный факт, но если с ним не смиряться, становится только хуже — действительность оборачивается бессмысленной смертельной битвой против неизбежного.