Пятый полигон: какие тайны скрывает «Байконур»
60 лет назад — 2 июня 1955 года директивой Генштаба Минобороны СССР была утверждена штатная структура 5-го научно-исследовательского испытательного полигона — будущего космодрома «Байконур». Это первый и по сию пору крупнейший космический порт на нашей планете.
Нищая «богатая долина»
В переводе с казахского «Байконур» означает «богатая долина». Однако, строителям и проектировщикам, прибывшим сюда в 1954 году, так не показалось. Название «богатая долина», данное этим местам, оказалось чьей-то жестокой иронией. Территория оказалась занята песком, солончаками. Не радовала и река с ее мутной солоноватой водой, пригодной для питья только после долгого отстаивания и тщательной очистки. Унылой оказалась даже растительность: колючие кустарники, камыш, полынь, верблюжья колючка. Правда, весной эти степи расцветали тюльпанами. Но разве это была весна — резкие перепады температур от плюс 25 днем до минус 25 ночью, сильные ветры, пыльные бури. Жаркое лето с пеклом за 50 градусов сменялось такой же температурой зимой, разве что со знаком минус…
В то время стране потребовался новый полигон для испытаний ракеты МБР Р-7, на которую сделали ставку как на прототип будущих ракет-носителей. Существовавший ракетный полигон Капустин Яр уже не подходил, нужен был другой район — более обширный, но такой же малонаселенный, с неиспользуемыми в сельском хозяйстве землями.
Подошли именно эти пустынные территории, расположенные к востоку от Аральского моря, вблизи Сырдарьи. Сказалось наличие большого числа солнечных дней в году — около трехсот, а также близость к экватору, что важно для космических запусков. В тяжелейших погодных и природных условиях нашим военным строителям пришлось в сжатые сроки возводить новый, уникальный объект: первую в СССР космическую гавань. На минуточку: со времени окончания войны не прошло еще и десяти лет, многие города и села лежали в руинах. А страна уже думала о космосе. Первый отряд строителей в составе восьми военно-строительных батальонов прибыл сюда в январе 1955-го, а всего через полтора года — в мае 1957-го на первом стартовом комплексе полигона уже установили первую ракету Р-7.
Космос как предчувствие
Первые пуски с «Байконура» оказались неудачными. Дело было не в стартовых комплексах: сами ракеты были еще «сырыми». Только с третьей попытки Р-7 смогла взлететь и доставить условный боеприпас на полигон «Кура» на Камчатке. Да, первоначальное применение космодрома было все же военным. Но 4 октября 1957 года стартовал отсчет и космической биографии «Байконура». В этот день в космос был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.
История космодрома хранит в себе немало печальных страниц. В 1960-м при испытании МБР Р-16 произошел пожар, в результате которого погибли 76 военнослужащих и представителей промышленности, в том числе Главком РВСН главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Случались и неудачные запуски, и экстренное катапультирование… И все же «Байконур» — это гордость отечественной космонавтики.
Отсюда шагнул во Вселенную первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Здесь был дан старт всем крупным космическим проектам — начиная от орбитальных станций, в том числе «Мир» и МКС, и заканчивая нашим «челноком» «Буран». Комплекс космодрома объединил в себе 9 типов стартовых комплексов в составе 15 пусковых установок для запусков ракет-носителей, 4 пусковых установок для испытаний МБР и 11 монтажно-испытательных корпусов для предстартовой подготовки ракет-носителей и космических аппаратов. Здесь есть три станции для заправок космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, измерительный комплекс с современным информационно-вычислительным центром для контроля и управления полетами и обработки телеметрической информации. Космодром — это и кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 300 тонн криогенных продуктов в сутки, и теплоэлектроцентраль на 60 Мегаватт, и шесть сотен трансформаторных подстанций, и 92 узла связи, и два аэродрома, один из которых может не только обслуживать все типы самолетов, но и хоть сегодня способен вновь принять «Буран» — тот самый, который он уже принимал в 80-х. Добавьте сюда около полутысячи километров железнодорожных путей, почти 1,3 тысячи автодорог, 6,6 тысяч километров линий электропередач.
Площадь территории космодрома составляет без малого около 7 тысяч квадратных километров. «Байконур» по праву держит марку самого крупного космического «узла» на нашей планете!
Космос в погонах и без
Космодром с трудом пережил кризисные постсоветские времена. Резко сократилось число запусков, народ стал уезжать отсюда в поисках лучшей доли… Население города Ленинск (место компактного проживания персонала космодрома) очень быстро сократилось вдвое. Кстати, жили здесь без малого 140 тысяч человек, а жилой фонд города составлял 360 многоэтажных домов общей площадью более миллиона (!) квадратных метров.
Непонятным был и статус космодрома: сам он оказался на территории Казахстана, а эксплуатацию осуществляла Россия. В 1994 году космодром с городом Ленинск (ныне он переименован в Байконур) был передан России в аренду. Это — единственный космодром в распоряжении нашей страны, позволяющий осуществлять пилотируемые программы и выводить космические аппараты на геостационарную орбиту. Из ведения Минобороны Р Ф космодром был передан Роскосмосу.
К слову, люди в погонах сыграли ключевую роль как в создании, так и в последующей эксплуатации космической гавани и всей ее инфраструктуры. Объекты космодрома были созданы героическим трудом военных строителей, и в этих словах нет преувеличения. Рассказывают, что военные строители при сооружении стартового «стола» носили бетон… в вещевых заплечных мешках, поднимая его на высоту. Мощных бетононасосов, которые сегодня запросто подают смесь на любое расстояние, в то время попросту не существовало. Для создания только первого стартового сооружения военным строителям потребовалось вырыть котлован глубиной 45, длиной 250 и шириной более ста метров, поднять более миллиона кубометров грунта, уложить свыше тридцати тысяч кубометров бетона… Часть этих работ выполнялась вручную.
Военнослужащие обеспечивали функционирование всего хозяйства космодрома, а сам он находился под единым военным командованием. Кстати, из более чем 9 тысяч нынешних сотрудников персонала космодрома немалую часть составляют запасники, в том числе офицеры запаса.
В 1984—1986 годах службу на «Байконуре» проходил будущий глава медиахолдинга «Красная звезда» Алексей Пиманов. Алексей Викторович обеспечивал связь перед пуском ракет (до призыва он учился в Московском институте связи). После увольнения в запас будущий тележурналист и сенатор успешно закончил технический вуз «Инженер радиосвязи и радиовещания», при этом во время учебы трудился в Телевизионном техническом центре «Останкино», работал оператором, видеоинженером. Второе высшее образование Алексей Пиманов получил уже в МГУ имени М. В. Ломоносова — на факультете журналистике.
Вчера, сегодня, завтра
За свои 60 лет работы «Байконур» обеспечил почти пять тысяч стартов. В «рейсы» во Вселенную отсюда отправились почти полторы сотни землян. Во многом благодаря этому космодрому, Россия остается признанным лидером мирового космического клуба. «Байконур» — современный научно-технический и социальный комплекс, обеспечивающий надежную реализацию российских и международных космических программ.
«В 2014 году отсюда был произведен 21 запуск космических ракет — это около четверти от общего числа мировых пусков, — подчеркнул руководитель Федерального космического агентства Игорь Комаров. — Для обеспечения дополнительных перспектив эффективного использования космодрома по выполнению различных космических программ президентами России и Казахстана в январе 2004 года было подписано соглашение, продлевающее срок аренды до 2050 года».
На протяжении десятилетий Байконур остается самым «пускающим» космодромом: в год с его стартовых комплексов осуществляется около 20 пусков ракет космического назначения. Сегодня за обеспечение бесперебойной работы наземной инфраструктуры, в том числе стартовых и заправочных комплексов, отвечает космический центр «Южный» — филиал ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры».
Директор филиала полковник запаса Михаил Варданян рассказал, что уже в этом году с космодрома было проведено 6 пусков ракет космического назначения, из которых три пуска по пилотируемой программе (транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМА-16М» и два транспортных грузовых корабля «Прогресс-М») и три пуска «Протонов-М» с космическими аппаратами «Инмарсат-5Ф3», «Экспресс-АМ7» и «МексСат-1».
«Запланированы запуски трех пилотируемых транспортных кораблей „Союз ТМА-М“ с международными экипажами, двух транспортных грузовых кораблей „Прогресс-М“, модернизированного транспортного грузового корабля „Прогресс-МС“, пяти геостационарных телекоммуникационных космических аппаратов с помощью ракеты-носителя „Протон-М“, — сообщил Михаил Варданян. — Для увеличения орбитальной группировки отечественной навигационной космической системы ГЛОНАСС планируется запуск блока в составе трех космических аппаратов. Ближайшие старты с Байконура должны состояться уже в июле».