Раскрытие личных секретов граждан в Интернете может закончиться уголовным делом
Разглашать чужие личные секреты — совсем не безобидное дело. В этом убедилась 29-летняя жительница города Канаш в Чувашии, разместившая в соцсети снимки своей знакомой.
И вот на днях против нее возбудили уголовное дело. Дама подозревается в совершении преступления по части 1 статьи 137 Уголовного кодекса — «распространение сведений о частной жизни лица, составляющих личную тайну, без его согласия».
По данным следствия, апрельским вечером девушка «из личной неприязни» разместила фото своей знакомой, содержащие сведения о ее частной жизни. На них бывшая подруга выглядела далеко не в лучшем виде. В СКР подчеркнули: снимки были доступны для просмотра «неограниченному кругу лиц».
Спустя два дня на другом конце страны во Владимирской области суд пожалел школьницу, обвиненную так же в нарушении неприкосновенности частной жизни сверстника, и прекратил ее уголовное преследование по амнистии. Ученица из дома зарегистрировала в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» страницы с личными данными 15-летнего мальчика. Следствие заключило: «для просмотра неограниченным кругом лиц разместила имевшиеся у нее фотографии приватного характера с изображением подростка». И отправляя дело в суд, СК подчеркнул: «таким способом обвиняемая решила осознанно унизить честь и достоинство мальчика в глазах одноклассников». У девочки это получилось. Нехорошие снимки увидели не только посторонние, но и родители мальчика. Они-то и пошли в Следственный комитет.
Теперь уголовное дело против несовершеннолетней прекращено «по не реабилитирующим основаниям». Это значит, что история с фотографиями еще может очень серьезно аукнуться в ее будущей жизни. А в сегодняшней ее родителям еще придется заплатить за дочь, так как в суде представители потерпевшего выразили однозначное намерение взыскать причиненный им моральный вред в гражданском суде. Второй суд уже назовет сумму морального ущерба.
Еще спустя неделю подразделение Следственного комитета предъявило обвинение 28-летнему жителю города Мирный, которого подозревают в вымогательстве и нарушении неприкосновенности частной жизни. Он нашел флешку, на которой был видеофайл. А на нем (процитируем следствие) — «сведения об интимных отношениях жены другого мужчины до замужества». Обладатель находки вместо того, чтобы выбросить чужое грязное белье, решил заработать: через соцсеть «ВКонтакте» связался с героем ролика и, угрожая обнародованием компромата, потребовал за видео 100 тыс. рублей. Денег ему не дали, и он выложил грязь в Сеть. Получил две уголовные статьи. Судя по всему, срок ему грозит реальный.
А житель Тулы взломал страничку бывшей жены, чтобы найти «доказательства» против нее для суда. В суде в те дни решался вопрос, где будет жить их 6-летний сын.
Предприимчивый отец представил скопированную переписку бывшей супруги в суд в качестве доводов в свою пользу. Та сочла эти действия незаконными и подала в суд. Теперь мужчину обвиняют в нарушении тайны переписки, неправомерном доступе к охраняемой законом информации.
Тем, кто тащит в Сеть компромат на друзей, знакомых и бывших супругов, небезынтересно будет узнать, что, кроме уголовной статьи, распространение порочащей информации может оказаться основанием для взыскания с виновного морального вреда. Сумма при грамотном подходе к ее расчету может оказаться внушительной.
Справка
Статья 137 Уголовного кодекса РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» карает за незаконное собирание и распространение сведений о частной жизни гражданина, составляющего его личную или семейную тайну и сделанную без его согласия.
Минимальное наказание — штраф в 200 тыс. рублей, обязательные или исправительные работы до года. Возможен и арест. Но если кто-то занимался распространением сведений о частной жизни гражданина без его согласия, используя свое служебное положение, то штраф вырастет до 300 тыс., и можно сесть на полгода в тюрьму.
Сколько стоит обида
Что нужно учитывать при составлении иска о возмещении морального вреда?
Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях от раскрытия семейной, личной тайны. Он компенсируется только рублем. Устные извинения надо было приносить раньше. И в последние годы суды страны научились серьезно наказывать обидчика за чужие тайны материально.
Если требование истца вытекает из нарушения неимущественных прав, то оно не имеет срока исковой давности.
Окончательный размер компенсации определяет, конечно, суд. Но чем больше доказательств истец сможет привести в обоснование своих требований, тем большую компенсацию он в итоге получит. В качестве подтверждения физических и нравственных страданий могут выступать доказательства, полученные из объяснений сторон и третьих лиц. Имеют вес рассказы свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Безусловно, свидетельские показания играют важную роль, но не решающую. Нелишне будет обращение к врачу-психиатру, который зафиксирует у пострадавшего расстройство психики, бессонницу или депрессию, если они имели место быть. Это поможет увеличить размер компенсации. Вызовы скорой, если поднималось давление или было плохо, рецепты на лекарства — все это полноценные доказательства в пользу потерпевшего.