Смотрю на класс, на задних партах идет бурное обсуждение газовых законов…
— Ольга, расскажите мне, пожалуйста, что называют «изотермическим процессом»?
Шипение как эхо раздается по классу. Конечно, каждый хочет помочь стоящему у доски. Похвально, ведь мы очень дружный класс, но, сожалению, понимаешь, что в твоем случае это не поможет.
— Что, молчишь? Не знаешь?
— Тамара Алексеевна поймите, вчера целый день провела в музыкальной школе, войдите в положение, — опять заною я и сяду с жирной точкой в журнале для оценок.
Каждый предмет в школе был совершенно особенный, не похожий на другие.
— Вы знаете, — как-то сказала нам Валентина Леонидовна, ведя урок химии, — вы не смотрите, что Саша Барылов опять пытается сорвать урок, я на него зла не держу. Ведь как показывает мой опыт, когда вы уходите из школы, именно двоечники и остаются преданны школе. Именно они ни когда не пройдут мимо учителей, всегда поздороваются и найдут пару минут, чтобы справиться о здоровье.
С алгеброй все было проще. Галина Васильевна была достаточно строгая женщина, Зависимость между синусом и косинусом ее интересовала больше, чем наше отношение к жизни в целом.
— Ваша цель — это университет! А как вы собираетесь там учиться, если не знаете элементарного? Кожемякина, будь добра, останься после урока. У тебя есть вероятность получить по геометрии «3» за четверть. Вместе подумаем, как тебе не допустить этого, ведь ты планируешь поступать?
И такая забота проявлялась к каждому, кто хотел войти во взрослую жизнь через университет.
Забота от учителей чувствовалась на протяжении всех 11 лет. Правда она всегда проявлялась по- разному.
— «алерий Витальевич, я не могу пойти сегодня на лыжах, у меня справка из медпункта, — кричит Люба Зуева.
— И у меня.
— И у меня!
«Вот повезло…», — думаешь ты и смотришь на Захарову в смешной спортивной шапке, из-под которой торчат когда-то обмороженные мочки (ходьба на пять км не прошла без приключений). Ну ничего, зато в походе на три км можно насобирать сухих цветов, и Аня Устинова поможет их разукрасить. Наверное, сейчас она своим дочерям тоже помогает их разукрашивать.
Урок литературы любили почти все, или мне так казалось, так как он был самый любимый у меня. Валентина Михайловна всегда разрешала высказыватьс каждому, даже если идеология авторов не совпадала с нашими.
— Спиридонов, ну кто сможет что-то понять в твоих каракулях? — опять будет ворчать Максимук. -С таким почерком даже и не представляю, где тебе работать.
Интересно, помощнику прокурора города много ли приходится писать? Андрей добился немалого, несмотря на то, что, открывая тетрадь, иногда и сам не понимал слов.
Каждый из нас уже хотя бы раз, но побывал заграницей, туризм сейчас вообще процветает.
— Я из Сургута! — кричит тебе попутчик, догоняя тебя на слоне.
— Это там где горы? — отвечаешь ты ему в ответ.
— Нет, это после Тюмени.
И, тут ты понимаешь, что права была Эдель Михайловна: знания географии будут преследовать нас всю жизнь. Признаюсь честно, это единственный предмет, о котором я жалею, что не уделяла ему должного внимания.
Конечно, был и английский. Дарья Ивановна честно пыталась в нас хоть что-то вложить. Мы, конечно, пытались петь песни на английском, заучивать тексты и выучить Present Simple. Несмотря на мои сложности с английским, я успешно закончила два высших образования. Хотя отметка по английскому ни разу не поднималась выше тройки.
Мама всегда считала, что знания усваиваются лучше на свежим воздухе, поэтому биологию с Яной Залужской мы учили на балконе, Вера Павловна это ценила и ставила нам всегда отлично.
Вспоминая школу так много хочется написать историй, вспомнить всех ребят, вспомнить смех, приколы с прищепками (как-то на 1 апреля мы прицепили учительнице прищепку на спину), и ловишь себя на мысли, что все это уже давно забытая история…
Галина Яковлевна удивительная учительница. Она иногда мне напоминает маму. Строгая, когда пытается вложить в нас хоть чуточку разума, мягкая, когда переносит нас на поле битвы за Русь, добрая, когда говорит, о нашем дружном классе, заботливая, когда пытается настроить на контрольную. Мы любим этот удивительный кабинет истории с его безумной энергетикой. Даже спустя годы 10 лет нас тянуло в 9 кабинет. Это последний раз когда я там была.
Пятнадцать лет пролетели, как принято говорить, даже не день, а как 15 минут. Это слишком долго для ожидания, когда очень чего-то ждешь, и слишком мало для встречи того, кого долго ждал…
Оглядываясь назад понимаешь, что ты вот только была беззаботной девчонкой, заполняющей журнал фамилиями выпускников. Серьезные женщины и смеющиеся бородатые мужчины, которые взахлеб рассказывали друг другу истории их прошлого.
И сам, входя в до боли знакомые стены, вдруг ловишь себя на мысли, что это ты — та самая серьезная женщина, а бородатые мужчины твои вчерашние одноклассники… И на тебя так же с интересом смотрят беззаботные девчонки.
Школа как «шкала». Оценочная система, где постоянно оценивают нас и учат оценивать свои эмоции и поступки во взрослой жизни. А все вокруг — это помогающий «антураж». Наши одноклассники, учителя и конечно же стены. Чем крепче и дружнее «антураж», тем легче вступать в наш удивительный и прекрасный мир. Мне легко идти по жизни, и в этом заслуга исключительно вас мои дорогие учителя. И Вас мои любимые одноклассники.
Низкий Вам поклон за все!
Я не могу сказать школе «прощай», потому что все только начинается: мой сын на следующий год идет в школу, и я снова сяду за парту, а в роли кого — это уже не важно!