Где же вы теперь «речные трамвайчики» и «Ракеты»?
Если сейчас кому-нибудь из младшего поколения предложить поехать покататься на ракете, то он посмотрит на тебя как на умалишенного. На маршрутке, машине или на крайний случай на автобусе — это да. Но вот так, чтобы сразу на ракете. А ведь было время, когда поездка на «речном трамвайчике» или скоростной «Ракете» по своей сути ничем не отличалась от поездки на наземном транспорте. Никто даже не задумывался, что прогулка по воде может быть чем-то из ряда вон выходящим. Имелись автобусы, троллейбусы, трамваи, прогулочные катера, скоростные «Ракеты», и все это вместе воспринималось как неотъемлемая часть настоящей жизни.
В СССР любители неторопливых водных прогулок предпочитали пользоваться «речными трамвайчиками», как тогда называли небольшие кораблики, курсирующие в основном по речкам, протекающих через какой-нибудь город. При этом величина реки не имела абсолютно никакого значения. Главное, чтобы судно не цепляло дно. Естественно, что под каждый водоем использовались корабли определенной величины.
В будние дни на таких плавсредствах людей было немного. Зато на выходные все не занятые делами собирались компаниями у причала, чтобы на час или два выехать на воду подышать «морским» ветерком и весело провести время с друзьями и знакомыми.
Особых, да в принципе никаких излишеств на борту «трамвайчика» не было. Открытая палуба, два ряда деревянных скамеек, море свежего воздуха — вот и все, чем мог насладиться советский человек. Но тогда главным была не роскошь, а какая-то особенная атмосфера, присутствующая в конкретном месте. Сейчас такого не встретишь. Наверное, потому, что никто не стал хуже, а просто детство и юность сами по себе уже праздник.
Но это для детей. Взрослые могли наслаждаться программой выходного дня по полной программе, извините за каламбур. В те далекие светлые времена во многих общественных заведениях культурного назначения были буфеты. Это как входная дверь или кресло в театре — обсуждению не подлежало. Он был и все тут. Не стал исключением и водный транспорт, в частности прогулочные катера и корабли. Да, ностальгия великая сила. Но, как говорится, жить нужно будущим, а не прошлым. Но эти прогулки!
Нельзя не рассказать об упомянутой «Ракете» или как еще называли «Метеор». Для маленьких объясню, что это не космический корабль, а довольно симпатичный большой закрытый катер на подводных крыльях. То есть, они подводные, когда корабль стоит, и сразу же выходят на поверхность воды, как только судно наберет большую скорость. На них корабль и «летел».
Открытых площадок там не было, но вся прелесть прогулки была в ее скорости. В салоне «Метеора» имелись комфортабельные, по тем временам, кресла, а по бокам салона ряд иллюминаторов. Глядя на воду через стекло, создавалось впечатление невероятного полета. И все это было доступно, как само собой разумеющееся. Что на улицу выйти.
А шлюзование. Представьте себе, вы плывете по воде, подходите к шлюзу и оказывается, что дальнейшая дорога вам предстоит в пропасть, на дне которой есть немножко воды. Или наоборот: перед вами стена, на верху которой есть вода. И вот заходит корабль в шлюз, в него начинает поступать, или уходить вода, вместе с водой движется речное судно — море впечатлений с адреналином.
Ради справедливости нужно сказать, что сегодня тоже в некоторых городах есть свои прогулочные корабли. Но они в основном плавают на маленькие расстояния, типа свадебного или корпоративного мероприятия. А так, чтобы на весь день, да через шлюзы, да с остановкой в незнакомом месте — это далекое прошлое, за которым можно только скучать.