Из старых дневников...
11 июля 1988 Мне только исполнилось 22 года... Мир уже приобретал свои логичные очертания... И вдруг я прочитал книгу Вс Овчинникова "Сукура и дуб", которая всё перевернула в моём сознании...
То, что у нас русских красиво — у японцев считается «безобразным», и наоборот… Я несколько дней не мог прийти в сябя, я не мог найти в себе точку опоры на которой можно было бы выстроить логику новой эстетики… Я мучался непонинанием… и перечитывал книгу вновь… И нашёл ответ в самом начале книги…
Это не цитата, это мысль Всеволода Овчинникова, которую я пытаюсь сформулировать своими словами…
«Соприкасаясь с другими нацияим, народами, их эстетикой не надо проводить какие-то параллели с твоей личной эстетикой. Воспринимай новую эститику отдельно, просто так, так как она есть.»
Эти слова в жизни помогли мне не только с японской эстетикой. Я повстречал в жизни много удивительных, талантливых людей, чьи поступки были нелогичны, чувства порой не объяснимы… Но я их любил, как друзей, как коллег по работе, как любимых… Я воспринимал их такими какие они есть… Именно эту неординарность, непредсказуемость я и полюбил в них…
_______________
Чтобы понять японскую эстетику нужно знать, что основные сосуществующие вместе религии японцев это: Синто, Буддизм и Конфуцианство.
«Синто наделил японцев чуткостью к природной красоте, чистоплотностью и отголосками легенд о своем божественном происхождении. Буддизм окрасил своей философией японское искусство, укрепил в народе врожденную стойкость к превратностям судьбы. Наконец, конфуцианство принесло с собой идею о том, что основа морали — это верность, понимаемая как долг признательности старшим и вышестоящим.»
В японской эстетике есть 4 понятия прекрасного: саби, ваби, сибуй и отдельно юген.
Саби — красота естественности, прелесть природной сущности вещи, прелесть старины. Скамейка сделанная из добротного дерева, потемневшего от времени. Дом из монолитного бетона, в котором видны подтёки бетона из опалубки. То есть те вещи в которых проявленна и показана истинная природная сущность материала — это саби.
Ваби — это когда вещь отлично отражает своё назначение. В какой-то мере мы называем такие вещи удобными, любимыми, уютными… Кружка из которой мы любим пить чай, кресло в котором мы любим отдыхать. И кружка и кресло прекрасно исполняют функции своего предназначения и это прекрасно — это ваби.
Сибуй- это ваби и саби вместе. Если кружка выплонена из красивого (не по рисунку, а по структуре) фарфора и она удобна, вы любите пить из неё чай.- это сибуй. Если плед состоит из хорошей шерсти и вы любите им накрыватться, он тёплый, мягкий, нежный — это сибуй.
Юген — это мастерство намёка или подтекста, прелесть недоговорённости. Для нас это прелесть афоризмов. Миниатюры Жванецкого — это юген.
из книги Вс. Овчинникова «Сакура и дуб»