Место для рекламы

«Убитые ничего не расскажут. Значит, должна я». Дневники детей войны

Почему мы пренебрегаем самым святым - памятью о той страшной войне....

В 1947 г. в Голландии был издан «Дневник Анны Франк», переведённый потом на 67 языков мира. А не так давно Дом-музей Анны Франк выпустил книгу с детскими дневниками времён Второй мировой войны. А в России ни в одном книжном магазине не найти ни одной книги, где были бы собраны самые страшные документы той войны — детские дневники военных лет! А мы ещё хотим, чтобы мир уважал и чтил нашу память о войне. Что же сами её тогда убиваем?!

Живая книга

«Что будет с тобой — то будет с этими записками», — говорила Маше мама. И 14-летняя Маша учила свой дневник наизусть, став сама живой книгой. Маму и младших брата и сестру проводила на «сортировке» — скорее всего, в Освенцим. Сама прошла два фашистcких концлагеря. Ее живая книга — спаслась. И вышла в печать под названием «Я должна рассказать». «Литовская Анна Франк», еврейская девочка из вильнюсского гетто, она полжизни — той, в которой не было ворот, через которые евреев увозили к глубоким ямам, не было проверок на аппель-плаце, не было колючей проволоки и холодного трупа соседки, уткнувшись в который она проснулась однажды утром, — эти полжизни она прожила в Ленинграде. Она и сейчас живет в Петербурге, у метро «Площадь Мужества». И продолжает рассказывать.

Любви больше не стало

Зачем? Спрашивали меня. Зачем сейчас слушать Машу Рольникайте? Писательницу, знаменитую одним своим трудом — дневником, надиктованном самой себе за стенами гетто и потом на нарах, в смраде лагерной ночи, под страхом смерти. «Воскресенье — долголетие! Может быть, доживу до вечера». Снискавшую славу девчоночьим дневником — переведенным на 18 языков мира. «Она же уже все сказала!» Мне отвечала сама Мария Григорьевна: «Ведь сколько ни утекло воды со времен, о которых я рассказываю, а люди не стали друг друга больше любить. Возьмите отношение к гастарбайтерам, возьмите братские народы русских и украинцев! Везде, то вспыхивая, то стихая, бушует вражда. И для меня это больное место — то, что люди продолжают ненавидеть друг друга. Я не знаю, откуда берется эта желчь. Но я должна рассказать!»

Дневник Маши Рольникайте: «Набожные люди уверяют, что земля не хочет принимать невинные жертвы и выбрасывает их назад. Поэтому из земли торчат руки… Но, как объяснила мама, все гораздо проще: большинство расстрелянных валятся в яму ранеными. Они задыхаются и распухают. Их очень много — слой земли, которым засыпаны ямы, лопается. Вот в щелях и виднеются руки, ноги, головы…»

Это — о расстрелах жителей вильнюсского гетто в местечке Понары, куда были вывезены тысячи людей. А вот о концлагере Штуттгоф:"Подходим к одной женщине, которая умерла сегодня утром. Беру ее холодную ногу, но поднять не могу, хотя тело умершей совершенно высохшее… Надзирательница бьет меня резиновой палкой по голове и сует в руки ножницы и плоскогубцы: я должна буду раздевать и вырывать золотые зубы…"
На построениях и работах, в темноте ночи и днем, под носом у полицаев, она твердила свои строчки. «Что будет с тобой — то будет с этими записками», — напоминала мама. Мамы не стало. С Машей было вот что: крайняя степень истощения, бритые волосы и выбитые лагерным надсмотрщиком передние зубы, распыленная в прах семья — такой она вернулась после войны в Вильнюс. Восстановила по памяти все записки — получилось три тетрадки. Перевязала черной лентой, положила в нижний ящик стола.

— А потом началось: новая волна антисемитизма, убийство Михоэлса, ликвидация Антифашистского комитета, «дело врачей»… Как будто не было 6-ти миллионов людей, расстрелянных и задушенных в газовых камерах! В мире все оставалось по-прежнему, как и предсказывала мне моя лагерная подруга, учительница Маша Механик, за несколько минут до смерти: тогда из лагеря был совершен побег и отбирали сотню, чтобы казнить в наказание. Вперед вызывали каждого третьего. «Маша, я девятая», — прошептала ей я, стоя в строю. «Нет, девятая я», — сказала она. И уже сделав шаг вперед, оставила мне последние слова, абсолютно ледяным тоном, которые я слышу и сейчас: «Что ты думаешь, от того, что не станет какой-то Маши Механик, в мире что-то изменится?» Моя подруга оказывалась права…

Прошлое не отпускает

…Осень 2014-го, Петербург, я выбираю хризантемы для Маши Рольникайте. Стою у желтых, беру сиреневые. Светлый ум, — 87-лет! — острый язык: она берет букет и говорит, что «Желтый цвет и полосатая одежда — это больше не про меня». Она еще долго боролась с фантомами пережитого: никогда не садилась спиной к двери, сходила с тротуара, спохватившись: «Нам же, евреям, можно только по проезжей части!», задергивала шторы, проснувшись ночью в гостинице города Эрфурта, куда была приглашена на презентацию своей отпечатанной на немецком языке книжки — ей на миг показалось, что она опять за стенами гетто: «Но нет, вот мое праздничное платье на стуле, вот газета „Известия“ из самолета…» — а по телу холодный пот.

— Прошлое — не отпускает. И я сама не хочу его отпускать. Ведь эти 6 миллионов убитых уже не могут ничего рассказать. Значит, должна я.

«Плачущие женщины с полуголыми, завернутыми в одеяла детьми… Мужчины, сгорбившиеся под тяжестью узлов и чемоданов… Дети, вцепившиеся в одежду взрослых… Их толкают, бьют, гонят. Вспыхивает карманный фонарик и освещает испуганные лица. Фонарик гаснет, и снова двигаются только силуэты…» Это гетто. Желтые звезды, синие номерки, розовые удостоверения — так отбраковывали людей «второго сорта».

А это лагерь."Ножницы переходят из рук в руки. Получаю и я. Разрезаю платье. Под ним такая худоба, что даже страшно дотронуться… Снять башмаки женщина вообще не позволяет — будет больно. Я обещаю верх разрезать, но она не дает дотронуться. Уже две недели не снимает башмаков, потому что отмороженные, гноящиеся ступни приклеились к материалу".
Ботинки в результате снимет надсмотрщица: «Смотрю, в руке надзирательницы башмаки с прилипшими к материалу кусками гниющего мяса».

Ее часто спрашивают, как она выжила. Что ее спасло. Случай? Судьба? Может, Бог? Но она не знает, что такое судьба — и не верит в Бога.

— Одни набожный человек мне сказал, что Бог сохранил меня ради того, чтобы все это передать. Но почему, скажите мне, почему тогда он не спас маму и маленьких Раечку с Рувиком (брата и сестру)?! Я ведь до сих пор, вот здесь, под щекой, на шее, чувствую дыхание спящего Рувика, когда он лежал у меня на руках за несколько часов до того, как их навсегда увели налево, а меня, еще способную работать, с тысячей еще таких же работяг — направо, в немецкие лагеря. Раечка была постарше, не спала: она все спрашивала: «Мама, а когда расстреливают — это больно?»

Маша спаслась. Напечатала свои записки, закончила Литературный институт, вышла замуж за ленинградского инженера. И осталась — все там же, на той же ноте, в том же строю рядом с учительницей Машей Механик. Прошлое — не отпускает.

…Длинный писательский стол у окна, за которым —петербургская осень, пузатая матовая лампа — она пишет от руки, мелким почерком, потом долго набирает текст на компьютере. Писательница Рольникайте всегда пишет на одну тему — даже когда отходит от документалистики, вся ее художественная проза, все ее герои — оттуда. Из застенков гетто, с лагерных нар.

-Мне как-то сказали: «Ну почему вы все пишите о грустном, Мария Григорьевна? Пишите о любви!» У меня ком встал в горле.

Потому что она вся — о любви. Несбывшейся, затоптанной, расстрелянной, убитой. Полной надежды — что когда-нибудь люди станут другими. «Иначе — надо повеситься».

Опубликовала    08 дек 2014
4 комментария
  • Аватар Лайма
    10 лет назад
    Галя, читала и текли слезы. Какой был ужас! И опять эта нечисть на Украине поднимается. Несчастные ветераны видят все это,они сражались, чтобы это искоренить, а сейчас
    у них представляю, что в душе творится.
  • Аватар Милли-Адель
    10 лет назад
    Спасибо Вам за эту публикацию! Об этом надо знать и помнить ВСЕМ...
  • Аватар Нисса
    10 лет назад
    ........без слов. ...
  • Аватар Lidija Markwart
    10 лет назад
    Дневник Тани Савичевой
    28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.
    Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.
    Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.
    Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.
    Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.
    Мама — 13 мая в 730 утра 1942 года.
    Савичевы умерли.
    Умерли все.
    Осталась одна Таня.

Похожие цитаты

8 МАЯ - ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ ВЕЛИКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

8 мая 1945 года в предместье Берлина Карсхорсте в 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому времени) был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и ее вооруженных сил, а 9 мая объявлено Днем Победы.
Окончательный Акт о безоговорочной капитуляции Германии и ее вооруженных сил от имени германского вермахта подписали генерал-фельдмаршал В. Кейтель, главнокомандующий ВМС адмирал Фон Фридебург, генерал-полковник авиации Г. Шт…

Опубликовала  пиктограмма женщиныМарияЯ  06 мая 2014

Не забывайте подвиг деда! Не забывайте, что пришлось им пережить! Не забывайте, что тогда произошло! Не забывайте, люди кто тогда на гибель шел! Ведь это были наши, прадеды, деды! Они отважно отстояли отчество своё! Они отдали все, для мира сегодняшнего! Прошу я вас, не слушайте глупцов, от которых вы можете услышать: «Ну выиграли и выиграли, нам то что уже?». Глупец! Ты посмотри наверх! И ты увидишь небо голубое, обернись и ты увидишь людей, бегущих по делам своим. Встань у подъезда дома своего, и послушай, как весело звенит детишек смех! И все нам это подарили миллионы человек, что пали в те далекие года!
Именно мы должны помнить, и передать это следующему поколению, потому что кроме нас, это больше некому сделать!

Опубликовал  пиктограмма мужчиныСтранствующий_чудак  09 мая 2015

История первой мировой

«Встречаем мимо беженцев с юго-запада. Рассказывают ужасы и сердце и кулаки сжимаются острым тяжелым чувством ненависти к прусскому каблуку, пытавшемуся растоптать все, что создано не им».

Забытые герои Первой мировой войны 1914 -1918 годов, наши прадеды и прабабушки, как мало мы знаем!"Три месяца в бою: дневник казачьего офицера / Л. Саянский. – М., 1915."

Опубликовала  пиктограмма женщиныНаталья Бурмакина  07 авг 2015