Высадка зонда на комету Чурюмова-Герасименко — это нереально круто. Настолько круто, что даже сложно поверить в реальность происходящего. 10 лет назад учёные запустили хреновину, которая пролетела 400 миллионов километров, разгоняясь при помощи гравитационных полей Земли и Марса, и высадилась на поверхности кометы размером всего в несколько километров (3 на 5), зато летящей по Солнечной системе со скоростью 55 000 км/ч. Высадилась, начала фотографировать и отсылать фотки на Землю.
Научно-технический успех этой истории несомненен. Ура троекратное. Только, на самом-то деле оказывается, что это никому не нужно и, по большому счету, не интересно, если мы говорим о населении Земли в целом. Есть, конечно, мизерные социальные группы учёных, профессионалов и любителей, которые всерьёз интересуются данной тематикой и в нее так или иначе погружены. По тем или иным причинам. Но на этом, собственно, и всё. 99% населения планеты про эту новость в лучшем случае сказало: «вау! круто!», увидев сообщение в своей ленте Твиттера или Фейсбука. Это в лучшем случае! Так как большинство от этих 99% вообще ничего не слышало про комету Чурюмова-Герасименко.
Я к чему всё это говорю. Ведь интересная какая штука получается.
Материалистическая вера в Прогресс именно Науку (т.е. философию научного познания мира и человека) выдвинуло на место религии. Именно Наука стала смыслообразующим фактором в жизни цивилизации. Правда, конкретно ничего не говорилось и до сих пор не говорится, что же это за смыслы такие (конкретна здесь, пожалуй, только идея долгожительства и бессмертия, достигнутых научным путём). Но даже то обстоятельство, что наука вместо религии — это довольно невнятная и непонятная затея, даже это не смущает редких адептов материалистического взгляда на мир. Вот, например, писатель-коммунист Максим Калашников как-то мечтал пережить смерть своего тела, чтобы со временем его мозг, когда технологии позволят, поместили бы в космический аппарат и отправили исследовать поверхность Марса. А при достижении определённого технологического уровня можно, наверное, вообще будет сотни лет путешествовать таким макаром по межзвёздному пространству. Маленький космический корабль с мозгом и видеокамерой вместо глаз. Летишь такой, считаешь кольца Сатурна, звезды фотографируешь, пятна на Солнце, отправляешь фото благодарному и восхищённому человечеству на Землю. Красивая идея, да?
Максиму Калашникову и некоторым другим весьма малочисленным товарищам вся эта научно-фантастическая религия кажется красивой и увлекательной. Лететь к Альфа-Центавре! Ух! Это вам не «семитские сказки кочевых народов Палестины»!
О вкусах, как говорится, не спорят, но сегодня уже очевидно, что научный прогресс больше не занимает землян как ранее. И научное мышление больше не воспринимается массами в качестве панацеи, в качестве того средства, которое сможет дать правильные и удовлетворительные ответы на важнейшие для человечества вопросы.
А ведь совсем ещё недавно было и другое время, как раз эпоха торжества чисто научных идеалов. Всё это советско-фантастическое «Москва-Кассиопея» и песенка про прекрасное далеко. Было же такое время! Манящие глубины Космоса и убедительная вера именно в Прогресс и Науку, в возможность найти ответы на самые глобальные вопросы при помощи какого-нибудь спектрального анализа света звезды, находящейся на другом конце Галактики… Да сама возможность проводить такой анализ уже вызывала чувство благоговения перед научным потенциалом человечества. Очень легко верилось в что-то эдакое светло-научное. Путешествия на край Вселенной и смысл жизни воспринимались как равнозначные категории. Можно сказать, что для того, чтобы узнать смысл жизни как раз и требовалось долететь до этого края.
Совок к звёздам
Религии здесь совсем не было места. В лучшем случае она могла претендовать лишь на статус исторического и культурного феномена, архаичной русской духовной традиции. Что-то наподобие культурного заповедника. Или гетто.
Но вот человечество вступает в XXI век, в излюбленный век всех фантастов, и что же мы видим. Оказывается, что при всем высочайшем уровне научно-технического прогресса, и при всей нынешней массовости образования (хотя бы если взять страны «золотого миллиарда» и около), никому, по сути, на хрен не вперлась эта несчастная комета за 400 млн км от Земли. И никто больше не ждёт от Науки ничего сверхъестественного, не возлагает на неё никаких своих сокровенных чаяний, что, дескать, вот-вот, не сейчас, так в будущем учёные обязательно откроют нечто такое, что осмыслит нашу жизнь по-настоящему. Осмыслит и осчастливит.
В это очень сильно верили в XVIII—XIX вв.еках, когда антихристианское Просвещение и прочие масонские козни в виде «великих» революций и т. д. привели Европу к секуляризации общественного сознания и мировоззрения. Идея Бога отошла на второй план и философы-«просветители» провозгласили наступление эры Разума. Прогресс, в основу которого будет положен человеческий разум, обязательно сделает человека свободным и счастливым. В это по-настоящему верили и искренне ждали наступление нового «золотого века».
Нечто подобное было и во второй половине XX века, импульсом для чего послужила эра освоения Космоса. Но кто сейчас всерьёз способен пойти за подобной идеей? Никто. Идея Разума, идея Науки как сферы поиска ответов на все важнейшие жизненные вопросы, — эта идея умерла. Время её очевидно прошло. На твиттер космонавта МКС Олега Артемьева подписано чуть меньше 20 тысяч фолловеров, на твиттер Собчак — чуть меньше миллиона. Вот и всё, что вам надо знать о предпочтениях современного просвещённого человечества. И не тешьте себя иллюзиями.
Конечно, возможно я ошибаюсь, и история ещё не раз повторится. И будут у нас и новое Просвещение, и новые бумы научной фантастики в книжных магазинах, и много чего ещё. Но даже если я не прав, было бы весьма умным шагом задуматься уже сегодня над вопросом: а кто же теперь возьмёт на себя роль смыслообразующего для человечества фактора? В своё время религию на этом месте сменила наука. А что сменит науку? Вернемся назад? Станем придумывать что-то новое?
Я думаю будет так: значимого религиозного ренессанса, в плане возврата к христианству, не состоится. А вот лживых и манипулятивных духовных экспериментов, на вроде поиска «синтеза науки и религии», движения «Нью Эйдж», духовных практик Востока и прочего псевдорелигиозного дерьма будет предостаточно. Причина тому простая: заглушить религиозный инстинкт навсегда не получится, он — неотъемлемая составляющая всякой личности и даёт о себе знать. Поэтому человечество всегда будет испытывать потребность в чем-то таком, потустороннем.
В науку и прогресс больше не верим. Возвращаться к христианству не охота — там грешить нельзя, и надо много делать всяких неудобностей — ходить по воскресеньям с утра в храм, поститься, исповедоваться, слушать радио Радонеж. А мы любим грешить и очень обленились, особенно духовно.
Уверен, человечество найдёт себе что-нибудь духовненькое, но обязательно лёгонькое. Чтобы не давило догматами. Но при этом позволяло считать себя духовно развитой личностью.
Именно к таким духовно высокоразвитым личностям и придёт антихрист. Можете себе представить, как легко ему будет обольщать народы?