Игральные карты использовались в педагогических целях едва ли не с момента своего появления в Европе. С помощью карт преподавали историю и географию, логику и юриспруденцию, латынь, грамматику, астрономию, геральдику, математику и военное искусство. В 1507 г. францисканский монах, бакалавр теологического факультета в Кракове Томас Мурнер выпустил книгу «Chartiludium logicae», состоящую из учебных карт, при помощи которых учёный монах преподавал логику. Мурнер добился такого успеха в дидактике, что его даже обвинили в колдовстве и едва не сожгли на костре. Ещё раньше Мурнер использовал тот же принцип для преподавания кодекса Юстиниана. Вероятно, изобретённая Мурнером методика показалась эффективной европейским учителям, если её охотно применяли для образования монарших особ, например Людовика XIV. Когда Людовику XIV было 6 лет, у него было 4 колоды: «Короли Франции», «Знаменитые королевства», «География» и «Метаморфозы». Будущий Король-Солнце узнал в раннем детстве, кто такой Карл Великий, какие есть на земле страны и какие сказки написали Апулей и Овидий. И узнал он это, и запомнил благодаря колоде карт. Старинные ИНДИЙСКИЕ карты представляют собой настоящий учебник мифологии. Известна только одна древняя колода, создание которой приписывается Великому Моголу Акбару, на фигурных картах которой изображены светские лица. На всех остальных дошедших до нас индийских картах («Дасаватара», «Рамаяна» и пр.) изображены мифологические персонажи: бог Вишну в 10-ти его воплощениях (аватарах): Рама, Кришна и т. д. Появление в XVII веке геральдических игральных карт связывают с именем Клода Оронса Фине, опубликовавшим под псевдонимом месье де Брианвиля в 1660 г. в Лионе одну из первых известных в наше время колод с гербами: Jeu de Blason. Темой рисунка игральных карт часто были исторические личности. Изображение героев древности (Александра Македонского, Цезаря, Карла Великого и др.) в виде карточных королей, античных богинь и великих женщин (Афина, Жанна д’Арк, Юдифь и др.) в виде дам, выдающихся храбрецов (Гектор, Деций, Ланселот и др.) в виде валетов — стало традицией едва ли не с момента зарождения производства карт в Европе. Художники придавали карточным персонажам портретное сходство с современными им монархами, их полководцами и дамами сердца (Карл VII, Агнесса Сорель и т. д.). Например, во времена Великой французской революции, монархов на игральных картах сменяли вольнодумцы и тираноборцы: Брут, Вольтер, Ганнибал, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон.
Существует история о том, как появилась привычная для нас колода с королями и дамами. Говорят, что изобрел ее в 1392 году Эакмен Грингоннер — шут французского короля Карла VI Безумного, который, как можно догадаться по прозвищу, страдал душевным расстройством. Для развлечения своего господина шут начал придумывать различные карточные игры и заодно модифицировал колоду.
Грингоннер, чтобы польстить господину, нарисовал четырех королей и объявил, что каждый из них имеет свой прототип. Король червей — это Карл Великий, пиковый — царь Давид, бубновый — Юлий Цезарь, а трефовый — Александр Македонский.
Самого себя шут объявил джокером. Это очень интересный карточный персонаж — вроде дурак, но на самом деле он в колоде сильнее всех. И в жизни ведь именно шут мог под своей маской говорить правду королям.
Позже в колоде появились валеты, которые тоже имели исторические или мифические прототипы. Валей червей — это французский рыцарь Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир, верный соратник Жанны д’Арк; пиковый — герой французского эпоса Ожье Датчанин; бубновый — Роланд из «Песни о Роланде»; трефовый — Ланселот Озерный из легенд о короле Артуре.
Интересно, что долгое время дам в колоде не имелось. Лишь в XVI веке на игральных картах появились женские персонажи. И каждая из прекрасных дам опять же имела прототип!
Дама червей — это героиня библейской легенды Юдифь. Дама бубен — Рахиль, жена Иакова. Интересно, что бубновая масть означает деньги, а Рахиль, по легендам, была скупой. Пиковой дамой стала греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Дамой треф поначалу считалась Дидона из «Энеиды» Вергилия. Но затем дама треф превратилась в коварную соблазинтельницу Аргину — это анаграмма слова regina, то есть «королева». Придворные художники, создавшие карты для монархов, придавали Аргине сходство с королевской фавориткой.
Любопытно, что вплоть до XIX века карты так и называли, ПО ИМЕНАМ. Никто не говорил «дама пик» и «король крестей».
Т. е. в старых романах про картежников диалоги примерно такие:
— А ну-ка, граф, побью-ка я вашего Ланселота моим Сашенькой Македонским!
— Ах вот вы как сударь мой? Ну тогда держите-ка Ожье Датского и Гектора де Маре! Что, нечем крыть? Хохохо!
Ну то есть как в соционике — никто ж не говорит «чем отличается этико-интуитивный интроверт от интуитивно-этического экстраверта?», все говорят «чем отличается Достоевский от Гексли?». Потому что по именам удобнее.
Ещё пишут, что 52 карты в классической колоде — это 52 недели года.
А 4 масти — это весна лето осень и зима…
Или вот ещё любопытный факт: по классическим канонам два короля должны иметь европейский шмот, один — китайский, и один — мусульманский. То-то я в детстве удивлялся: почему на бубновом короле ЧАЛМА?
В общем, интереснейшая тема, на самом деле.