ЧЕРНЫЙ КАМЕНЬ КААБЫ
В небольшой долине среди гор, спрятанная от всего мира, находится святая святых ислама — город Мекка. Именно к нему пять раз в день обращаются взоры мусульман всего земного шара.
В отличие от других восточных городов Мекка не была обнесена стеной, а естественной оградой ей всегда служили горы. Через весь город тянется широкая улица Массаи, к которой с гор многочисленными ярусами сползают дома — большие и маленькие. Посреди улицы, в самой нижней части долины, расположена площадь, на которой стоит знаменитая мечеть Харам аш-Шериф «Запретная мечеть».
Мусульмане уверены, что именно в этом месте находится центр мироздания, потому что это даже и не земля, опрокинутая на землю часть неба. И в последний день существования мира она на небо и вернется.
Территория «Запретной мечети» — священное место для мусульман всего мира. Об этом многократно говорится во второй суре Корана: «И откуда бы ни вышел ты, обращай свое лицо в сторону мечети; и где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону».
Площадь похожа на традиционный восточный двор, только очень больших размеров. Она окружена в три, а где и в четыре ряда колоннами из мрамора, гранита и обыкновенного камня. Поверху колонны соединены стрельчатыми арками и покрыты маленькими белыми куполами, а над ними возвышаются семь стройных минаретов.
В центре площади находится большой каменный куб высотой около тринадцати метров с плоской крышей. Это и есть Кааба, некогда языческое святилище, а ныне главный храм мусульманского мира. По преданиям арабов, Кааба была воздвигнута как алтарь для молитвы прародителем людей Адамом.
Окон в Каабе нет, а обитая листами серебра дверь поднята от земли примерно на высоту 120 сантиметров, поэтому в храм можно попасть только по деревянной лестнице, которую специально подкатывают во время хаджа.
Сверху, примерно на три четверти своей высоты, Кааба покрыта кисвой — черным шелковым полотном, сшитым из восьми кусков. На нем золотыми и серебряными буквами вышиты изречения из Корана. Долгое время эта материя приготовлялась в Египте и ссылалась в Мекку, а вышивать ее имеет право только одна семья, которая передает его по наследству из поколения в поколение.
Черный камень в Каабе является главным предметом поклонения для мусульман всего мира, к которому ежедневно пять раз обращены взоры всех мусульман во время совершения молитвы
Когда-то он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от грехов людских он темнел и темнел, пока совсем не превратился в черный.
Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.
Сейчас Черный камень, вделанный в Каабу выше земли и чуть ниже человеческого роста, заключен н массивную серебряную оправу. Видимая часть камня в диаметре имеет около 36 сантиметров.
В прошлые времена каждый пришедший в Мекку должен был найти себе матвафа — проводника, который обеспечит паломнику не только ночлег и пищу, но и будет следить, чтобы тот не совершил ошибок в выполнении ритуальных обрядов и молитв. В npoцедуре хаджа столько тонкостей, что ни одному мусульманину (даже самому истовому) самостоятельно с ними трудно справиться.
В основе хаджа лежит таваф — семикратное обхождение вокруг Каабы. Это шествие символизирует божественный порядок, согласно которому все существа подчинены единому центру — солнечной системе, воплощенной в боге.
Во время обхождения Каабы пилигримы набожно прикладываются к Черному камню, ибо глубоко верят, что в день Страшного суда он заговорит и будет называть перед Аллахом имена всех верных, лобзавших его чистыми устами.
Другой ритуал хаджа — «сай» — обязывает паломников семь раз пробежать (туда и обратно) по главной улице Мекки, длина которой более 400 метров. Сай — это повторение мучительных метаний Хаджар по раскаленной пустыне в поисках воды.
На восьмой день хаджа из Мекки направляется огромная процессия на холм Арафат, чтобы прослушать проповедь имама и совершить особые молитвы. Приближаясь к холму, все паломники молятся и непрестанно восклицают: «Ляббайк!» («Повинуюсь тебе!»). В долине, у подножия холма Арафат, верующие должны провести ночь, и только посетившие этот холм паломники получают титул «хаджа».
Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж — посетить Мекку. В прошлые века дело это было нелегким, хлопотным, порой даже опасным. Хадж совершался при условии достаточных средств для посещения Мекки и для обеспечения семьи до возвращения паломника.
Если есть все условия, а хадж не совершается, шариат грозит нарушителю очень тяжелым наказанием на том свете, а пренебрегших этим долгом приравнивают к неверующим.
Наоборот, выполнившим хадж обещается полное отпущение грехов, совершенных до того времени, и совершившие это паломничество с гордостью носили свои белые чалмы — знак хаджа.