Гюстав Доре. Жизнь и творчество великого французского гравёра, иллюстратора и живописца
Поль Гюстав Доре родился в 1832 году 6 января в Страсбурге в семье Пьера-Луи-Христофора Доре. С детства мальчик проявлял поразительные способности к рисованию. Так, например, в возрасте десяти лет, он выполнил иллюстрации к дантовской «Божественной комедии». Талант маленького художника был поистине уникален и приводил окружающих его людей — друзей и родственников, в неописуемый восторг.
В 1841 отец маленького Гюстава принимает решение о переезде в небольшой город Бур. Позже, уже став известным иллюстратором, Доре рассказывал о том, что этот переезд произвел на него негативное впечатление и очень сильно повлиял на его художественную деятельность.
В 1847, когда Доре исполнилось 15 лет, он вместе с матерью отправляется в Париж, где поступает в достаточно престижный лицей Шарлемань. Гюстав прилежно учится, однако все свое свободное время отдает рисованию. Возможно, кто-то из преподавателей лицея, заметив необычайный талант мальчика, посоветовал ему попробовать предложить свои рисунки одному из парижских издательств. Молодой художник отправился к месье Филипону — главному редактору популярного тогда журнала «Petit Journal Pour Rire», чтобы продемонстрировать ему одни из последних своих иллюстраций о подвигах Геракла. Увидев работы Гюстава, Филипон тут же предложил ему место штатного сотрудника своего издания с жалованием 5000 франков. Так, в пятнадцать лет, началась блестящая карьера Гюстава Доре.
Стоит отметить, что Доре никогда не брал уроков живописи и не посещал специальных занятий. Его талант был абсолютно самобытным, что буквально поражало всех, кто видел его работы.
В конце 1847 года в Париже, в издательстве Обера, выходит альбом литографий, выполненных юным художником. Он назывался «Подвиги Геркулеса». Но не следует думать, что Гюставу Доре все давалось легко! Известно, что художник очень много работал, посвящая любимому делу долгие часы. Каждый его день делился на три части: утром — графика, днем — живопись, вечером — снова графика. У Доре не было специального образования, но так как живопись была его страстью — он долгое время проводил в Лувре, изучая картины и гравюры.
В 1848 году Доре становится одним из участников художественного салона, где представляет свои работы. Его выставки всегда проходили с большим успехом. В 1852 году художник разрывает контракт с «Журналь пур рир» и начинает заниматься иллюстрированием книг. Сначала это были дешевые издания, но потом талант художника привлек внимание более крупных издательств, и в 1853 году Гюстав Доре иллюстрирует книгу стихов Байрона.
В 1854 году художник выпускает свою первую самостоятельную книгу-альбом «История Святой Руси». Этот альбом содержит не только иллюстрации, выполненные на основании старинных летописей таких авторов, как Нестор, Сильвестр и Карамзин, но и комментарии. Это был поистине уникальный труд, в который Доре вложил невероятное количество сил.
С 1854 по 1860 год Гюстав очень много и напряженно работал. Издательства буквально засыпали его заказами. Он выполнял иллюстрации для таких известных произведений, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Озорные рассказы» Бальзака, «Божественная комедия» (а именно «Ад» и «Рай») Данте. Так же, в 1855 году выходит альбом литографий художника «Парижский зверинец».
Популярность Доре растет, и в 1867 году, за границей, в Лондоне, проходит его первая большая выставка, которая принесла Гюставу признание не только на родине, но и в Англии.
В 1869 году иллюстратор знакомится с английским издателем Блэнчардом Джероллдом. Того всегда притягивал Лондон, этот загадочный, немного мрачный город. Джероллда восхищали иллюстрации Уильяма Пайна, Томаса Роуландсона, Рудольфа Акерманна. Эти художники, совместно, в 1808 году выпустили альбом «Microcosm of London», где столица Великобритании предстала во всей своей красоте и многогранности. Джероллд мечтал выпустить нечто подобное и предложил Доре сотрудничество. Гюстав с радостью согласился. Он подписал контракт с Grant & Co, который был весьма выгоден для него, но обязывал художника находить в Лондоне в течение трех месяцев. В результате напряженной работы, в свет выходит книга London: A Pilgrimage, которая содержала 180 иллюстраций. Это было в 1872 году. К сожалению, эта книга была безжалостно раскритикована, причем весьма солидными изданиями — Westminster Review и Art Journal.
В 1870-х годах Доре работал над циклом иллюстрациями «Париж» и «Версаль», а так же над иллюстрациями к Истории Испании.
23 января 1883 года художник умирает. Он похоронен на территории кладбище Пер-Лашез в Париже.
Гюстава Доре называют величайшим иллюстратором девятнадцатого столетия и одним из самых талантливых иллюстраторов в истории живописи. Наверное, нет смысла детально описывать его работы, достаточно просто взглянуть на них и поразиться их неописуемой утонченности изяществу, восхититься их игрой света и тени. И пусть со дня смерти Доре прошло много лет, выполненные им иллюстрации до сих пор служат вдохновением многим начинающим (и не только) художникам.