Пройдена ли «точка невозврата» в отношениях с Западом?
Спровоцированный действиями США и ЕС на Украине международный кризис набирает обороты, а в европейские столицы из Москвы летит сигнал, что «точка невозврата» в отношениях с Западом ещё не пройдена. Существует, мол, некая «страховочная сетка», и восстановление «доконфликтного статус-кво» стало бы благом, позволило бы «двигаться вперёд». Ловят этот сигнал и в России.
Дело, однако, обстоит с точностью до наоборот. Да, между Россией и Европой существует экономическая взаимозависимость. Да, у нас контакты, контракты и обширная торговля, нас связывает разветвлённая сеть магистральных трубопроводов. Да, Россия входит в ОБСЕ и Совет Европы. Но! Как бы кто ни пытался сегодня «отделить» Европу от США и усматривать в ней самостоятельный фактор мировой политики, это — иллюзия. Из этого надо исходить прежде всего.
Они и раньше-то выполняли в отношении нас функции злого и доброго полицейского, а уж сегодня России открыто противостоит единый разъярённый и ощетинившийся Запад. Тот Запад, для которого «партнёрство потребностей» — давно пройденный этап. Тот, который требует «партнёрства ценностей», то есть окончательного принятия нашей страной идеологических и политических установок Вашингтона и Брюсселя.
Понятно, что сетку экономических взаимосвязей никто окончательно рвать не будет, но через бреши в ней, созданные мерами экономического давления на Россию, утекает далеко не только благосостояние европейцев и россиян. Утекают остатки доверия. Это плохо, но не смертельно. Зато утекают и химеры типа «европейских ценностей» — ультралиберализм, мультикультурализм, отказ от традиций и собственной истории… А это хорошо.
Надо сказать, что способы внедрения этих «ценностей» в нашей стране были под стать им — грязные. И с точки зрения методов, и с точки зрения репутации конкретных персонажей, через которых осуществлялось это внедрение. Сегодня они в очередной раз заявляют, что им «стыдно за Россию и её народ». Всё это в нашей истории уже было. Напомню, что в конце XIX века писал по поводу так называемых грехов России русский философ Н. Н. Страхов: «Я часто стыжусь, но только за нас в тесном смысле слова… за ветер в головах наших образованных людей и мыслителей… Но за русский народ, за свою великую Родину я не могу, не смею стыдиться. Стыдиться России? Упаси нас Боже! Это было бы для меня неизмеримо ужаснее, чем если бы я должен был стыдиться своего отца и своей матери».
Стыдиться своего народа и своей Родины — это возведённый в абсолют грех Хама. Когда «стыдливые» выступают проводниками западных ценностей, это лишь ещё одно свидетельство — «точка невозврата» в попытке навязать их России пройдена.
Одним словом, риторика об «общих пространствах» с Европой отходит в прошлое. Но дискредитировавший себя Запад, разумеется, продолжит навязывать нам свою идеологию, а годы деморализации и профанации смыслов не прошли бесследно, и ещё какое-то время сии потуги будут иметь свою аудиторию, хотя и несравненно меньшую, чем всего лишь год назад.
В этой ситуации часто звучит вопрос: к кому же нам апеллировать в Европе? Есть ли у нас там союзники не по банальной распродаже наших ресурсов, а по возвращению здравомыслия в международную жизнь? Да, есть, хотя если говорить в культурно-исторических и морально-этических категориях, то последние десятилетия стали периодом упадка Европы. Включая и сферу политической культуры. Достаточно вспомнить о недостойной реакции германских политиков на открывшуюся реальность их пребывания «под колпаком» у спецслужб США.
Апеллировать же мы должны к той части европейской элиты, которая сохраняет приверженность традиционным ценностям. Проблема такого диалога в том, что в Европе среди приверженцев укрепления национальных начал в политике мы видим преимущественно людей искренних, отвергающих участие в срежиссированных кем-либо проектах. Соответственно и с нашей стороны вести разговор должны подлинные, а не заказные «патриоты» и «государственники»… Этих чуть поскреби — и увидишь записного глобалиста. Сегодня нам нужно не столько пытаться возвращать нынешние элиты к традиционным ценностям, сколько активнее включать в государственную работу тех, кто за эти ценности боролся все последние четверть века.
Вместо этого мы начинаем искать надуманные зацепки, чтобы сказать Западу: «Мы опять можем быть вместе». Вместе во имя чего?
В политической публицистике нередко звучит максима из Священного Писания о том, что есть время разбрасывать камни и время собирать камни. Реже приводится её продолжение: «Время обниматься и время уклоняться от объятий». Кому-то, видимо, хочется, чтобы мы быстрее вернулись в объятия Запада. Но время «собирания камней» внутри страны предполагает противоположное. Не самоизоляцию, а соблюдение здоровой дистанции.
Зачем нам восстанавливать «доконфликтный статус-кво»? Чтобы вновь кормить дешёвым газом ставшую уже окончательно враждебной Украину и других проводников западного «дранг нах остен»? Чтобы вновь засильем дешёвого импорта мешать российскому промышленнику и фермеру? Чтобы постоянно быть под угрозой выдворения из многосторонних структур, куда Россию снисходительно допустят? Чтобы опять запутать нашим людям мозги относительно того, кто они есть и для чего Россия существует в современном мире?
Нет, в это внутреннее и внешнее «болото» возвращаться нельзя. Люди в России почувствовали возможность восстановления своей культурно-исторической самобытности и цельности, и это дорогого стоит. Только цельный человек, как и народ, может ставить правильные цели. Не надо нас вновь убаюкивать миролюбивыми постановками и политкорректными фразами.
Что же касается Запада, особенно тех, кто непосредственно работает сегодня против России, то он в таких заявлениях видит не более чем проявление слабости. И продолжает гнуть своё. Без всякой жалости и политкорректности. Что такое душа?
Человек, будучи очень интересным существом, порой ставит сам перед собой вопросы, на которые ответы (прямые) найти невозможно. Что есть время? Есть ли конец у Вселенной? И, наконец, а что такое душа, о которой порой так много говорят, к которой порой «обращаются»? Я считаю, что каждый для себя должен дать ответ на этот вопрос (если конечно Вас интересуют такие вопросы). Я же постараюсь, высказав свою мысль по этому поводу, просто навести Вас на цепочку рассуждений, в результате которых Вы можете прийти и совсем к другому (нежели я) выводу.