А имя моей Ленинградской бабушки Лена. Леночка.
Помню, что она постоянно гордилась своими дворянскими «корнями» и намекала на «неравный» брак с дедом Дмитрием Лукьяновичем.
В молодости, он после строго отбора попал в команду императорской яхты Стрела. Внешне походил на Шварцнегера.
Высокий «качек» с русой прической, голубыми глазами и классными усами.
Вместо ахов и охов, дед подхватил на руки стройную Елену Васильевну, сошел с яхты на берег и стал преуспевающим кондитером.
Богатый дом в г. Пушкин сожгла война.
Они вместе пережили блокаду, и уже в 70 годах, когда я наконец с ними познакомился, дедушка вдруг становился строгим: «А ну ка, пацаны цыц, пусть спокойно поспит в тишине мой ангелочек …»
Он до самого конца продолжал носить ее на руках. А на стене их квартиры на известной всем улице Росси, висела картина с изображением яхты Стрела и портрет лихого моряка рядом с хрупкой и очень красивой женщиной.
Жизнь в блокаду, а вернее выживание в городе изменили не только внешность людей.
Моя бабушка Лена отреклась от Бога.
«Не мог Он допустить столько горя, страдания и несправедливости. Мы с Митей выжили только благодаря Тамаре.»
Тетя Тамара была командиром зенитной батареи. Пулеметы и пушки ее батальона располагались на Дворцовой площади. Своим пайком она делилась с родителями.
О войне вспоминать не любила.
Работала гримером в театре, чтобы постоянно быть рядом со своим мужем, — Карцевым Георгием Борисовичем.
Ее Гонечка был для нее самым красивым и самым талантливым мужчиной. Она с пониманием относилась к его пьянству и романам.
«Понимаешь, Коська. Вот повзрослеешь и поймешь, какое это счастье жить рядом с одаренным актером. Они же, как дети. Поэтому видят и чувствуют все вокруг по-другому. Успевают проживать на этой земле не одну сотню жизней.
И в каждой роли должны плакать и смеяться по-настоящему.
Ведь иначе нельзя выходить на сцену? Не поверят…»
Но все повторяется. Опять война.
Мы с Волосевичем вернулись другими.
Установили в этих чертовых горах наш новый акустический регистратор и опять сбежали на Север.
Жизнь разлучает людей и судит. Она как Малевич, — сажей рисует черный, пустой квадрат…
Интересно, а как же Боги? Куда опять смотрят?
Подарили бы нам на всех хотя бы чуточку ума и сообразительности.