…
Однако, выход есть.
Напомню ту формулировку, которую часто слышали поляки, опрашивая население Украины ещё в XIX веке: «сами мы тутейшие (местные), а вера наша — русская».
Ещё полтора века назад национальность как идентичность была мало востребована. Варианты очень полиморфного русского языка («говора», «мовы») имелись в каждом крае, а общей, русской идеей была единая вера. Которая и задавала «русскость» идентичности.
Сейчас с верой ситуация намного хуже, нежели в XIX веке — общество секуляризировано и не воспринимает религию как общий и единственный цивилизационный маркер. В ходу все-таки национальности и гражданские идентичности.
Но — никто не мешает использовать старый, русский маркер, но придав ему новое звучание. Вы кто? Мы — новороссы. Часть большого, разделённого пока русского народа. А вы кто? А мы — приднестровцы. Тоже — часть большого, разделённого пока русского народа. А вы кто? А мы — малороссы. Живём пока на Украине, но тоже считаем себя частью великого, могучего и неповторимого русского народа. Его самой древней и сохранившей многие старые традиции частью. А вы кто? А мы — белорусы. Самая западная часть великого русского народа.
А вы кто? А мы — великорусы. Самая большая часть великого русского народа. Мы за них за всех горой стоим. И соберём их вскорости в одно государство. Так просто легче жить. Всем вместе.
И, если кто подумал, что это — утопия, то расскажу вам, что такой народ уже практически возник в Евразии в ХХ веке. И назывался он «советские». Но их полет остановили в 1991 году. История неумолима — русские соберутся вместе снова. От Бреста до Владивостока, от Севастополя и до Анадыря.
"Если у русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится" Н.В. Гоголь