Почему сросшихся близнецов называют сиамскими?
Все очень просто. Оказывается, первые сросшиеся близнецы Чанг и Энг родились на полуострове Сиам (ныне Таиланд) 11 мая 1811 года.
Отец их был китайцем, а в жилах матери текла смешанная китайско-малайская кровь. Имена братьев нередко переводят как «Левый» и «Правый», хотя на тайском языке так называют зеленый и созревший плоды местного фрукта.
Рождение сросшихся в области талии близнецов стало сенсацией. Чанг и Энг чудом избежали смерти, так как люди считали их появление «отмеченным печатью дьявола». Король Сиама, узнав о появлении младенцев на свет, приказал немедленно умертвить их. Но мать не отказалась от своих детей, а монарх позже сменил гнев на милость.
Мальчики быстро освоились со своим необычным анатомическим строением и научились бегать, прыгать и плавать. В 14 лет их увидел британский торговец Роберт Хантер, который сумел убедить мать, что счастья сыновья смогут добиться лишь за пределами Сиама. Потребовалось еще три года, чтобы получить у короля разрешение на выезд его подданных из страны. Мать фактически сдала близнецов Хантеру в аренду на 2,5 года за 3000 долларов, но получила из обещанной суммы лишь 500.
С 1829 года Хантер и его американский партнер капитан Абель Коффин возили Чанга и Энга по Америке и Англии, устраивая почти каждый день четырехчасовые представления в театрах и концертных залах. В ходе «демонстраций» близнецы сначала просто маршировали по площадке, потом отвечали на вопросы изумленной публики. Спустя некоторое время «сиамцы» расширили программу гимнастическими номерами, переносом самого тяжелого человека из собравшейся аудитории и игрой типа бадминтона. Зарабатывавшие в среднем 1000 долларов в месяц (огромные по тем временам деньги) Хантер и Коффин платили Чангу и Энгу лишь по пятерке на брата, а спустя два года их суммарный заработок возрос до 50 долларов.
Братья освободились от опеки эксплуататоров лишь тогда, когда истек срок договора. Им к тому времени исполнился 21 год. Еще в течение семи лет они продолжали давать представления, но потом доктор Джеймс Коллоуэй из Северной Каролины посоветовал им прекратить утомительные поездки и хорошенько отдохнуть. Вняв совету, близнецы обосновались в местечке Уилксборо и купили ферму. Они получили американское гражданство и выбрали для себя фамилию Банкер.
По соседству с новоявленными фермерами поселились симпатичные сестры Ятс. И как водится, в сердце братьев возникло пламенное чувство. Впрочем, это уже потом, в голливудских фильмах, показывали, как братья дружно припали к ногам сестричек и, умываясь слезами, поведали им о страстной любви. В действительности же все обстояло несколько иначе. Чувство на самом деле вспыхнуло. Но не в сердцах обоих братьев, а только одного. Чанг влюбился в младшую Аделаиду и сделал ей предложение. Но так как жениться в одиночку он не мог (по округе тут же поползли бы слухи о странном любовном треугольнике), волей-неволей сошлись и Энг со старшей сестрой — 18-летней Сарой.
Горожане и родители сестер не одобрили намечавшегося брака. Родственники невест соглашались благословить брак лишь в том случае, если братья рискнут подвергнуться операции по разделению. (Видать, мечтали добропорядочные папаша с мамашей Ятс, что их будущие зятья не выживут под ножом хирурга.) Но тут взбунтовались сестры и буквально из-под носа лекарей увели Чанга и Энга. Двойная свадьба состоялась в апреле 1843 года. Прошел неполный год — и Сара родила девочку. А шесть дней спустя появилась на свет дочь Чанга и Аделаиды. Через год все повторилось с интервалом в восемь дней.
Братья купили новый дом в Маунт Эйри, а число членов семьи регулярно прибывало. Жить в одном доме с оравой детей стало трудно, между сестрами стали возникать ссоры, что привело и к проблеме в отношениях братьев. Вскоре они стали жить на два дома: три дня у жены Чанга, затем три дня у жены Энга. При этом любой каприз хозяина дома был законом для «гостя».
Для поддержки материального положения растущего семейства (к 1860 году у Аделаиды родилось семь, а у Сары — девять детей) братья изредка совершали гастрольные турне. Сокрушительный удар благополучию братьев нанесло Гражданская война, после которой их капитал резко уменьшился. Близнецам пришлось отправиться с гастролями в Европу, которые прошли с грандиозным успехом. Но во время возвращения в Америку на пароходе с Чангом случился удар, частично парализовавший правую половину его тела.
Последние годы жизни братьев были омрачены многочисленными ссорами, к тому же Чанг стал сильно пить. Доведенные до отчаяния, они обратились к семейному доктору, потребовав немедленной операции по разделению. Хирург, выслушав их, спокойно выложил инструменты и спросил: «Что вы предпочитаете: чтобы я разрезал соединяющую вас плоть или отрезал обоим головы? Результат будет одинаков». Темперамент братьев был укрощен. Но доктор пообещал выполнить операцию в случае смерти одного из близнецов. К сожалению, его не оказалось рядом, когда скончался Чанг. Энг, обладавший крепким здоровьем и не болевший, в отличие от брата, пережил его всего на три часа. Они скончались в возрасте 63 года.