Диего Веласкес. Испанский гений
Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва и Веласкес) родился в известном испанском городе Севилье в 1599 году, на смене эпох. Точной даты рождения не сохранилось, однако доподлинно известна дата крещения — 6 июня 1599 года. Она и принята как день рождения, по правилам тех времен ребенка крестили практически сразу по рождению.
«Испанский живописец, которого отличало от всех его смелость, возможность проникнуть в душу и характер модели. Обладая уникальным чувством гармоничности и тонкости, а также неповторимого колорита, он мог создавать потрясающие образы. Которые просто блещут своей естественностью и живостью».
Тяга к искусству, живописи стали очевидны, и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры. Однако обучение здесь не продлилось долго, и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы — бодегонес. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос».
В 1622 году Диего Веласкес впервые посещает испанскую столицу город Мадрид. Однако достойного места применить свой феноменальный талан на тот момент не нашлось. Но Диего смог написать портрет знаменитого испанского поэта Луиса де Гонгоры. Чем привлек внимание вельмож, дворян. И уже в следующем, 1623 году, Веласкеса пригласил в Мадрид герцог де Оливарес, для написания портрета короля. После чего он стал придворным живописцем.
Вскоре популярность Веласкеса возросла, стало зазорным не иметь его работ. Всвете чего появилась целая плеяда портретов вельмож и знаменитых людей того времени. Среди них «Граф Оливарес» 1625 год, «Шут Калаба-Сильяса» 1626−1627 год. А также портреты Лопе де Вега, Кальдерона, Кеведо, Тирсо де Молина. На ряду с этим в 1629 году Диего Веласкес пишет необычное полотно, не свойственное испанской традиционной живописи. Картину на античный сюжет — «Вакх».
В 1628 году Диего Родригес де Сильва и Веласкес встречается с Рубенсом, который прибыл в Мадрид в качестве дипломата. Скорее всего он и посоветовал отправиться в Италию. Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку. Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года. Поездка пошла на пользу. Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти. Он стремится влить жизнь в схемы парадных изображений. Небольшие пейзажи вилл Медичи и Прадо. Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса.
По приезду продолжал создавать портретные шедевры. А также написал одну из самых значительных картин европейской живописи в жанре исторического реализма. Это «Сдача Бреды» 1634- 1635 годы.
В течение 1630−1640 годов Диего Веласкес написал серию портретов шутов и карликов. Великий мастер раскрыл кистью богатый душевный мир этих людей, обиженных природой. Перенес на холст переживания, душевное состояние, вплоть до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
К этому же периоду относится и великий шедевр «Венера с зеркалом». Это редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного тела женщины, сюжет, на то время запрещенный святой инквизицией.
1650 годы это время высочайших творческих достижение Диего Веласкеса. Поздние женские и детские портреты королевских особ отмечены смелостью живописных находок, вдохновенным артистизмом. Портрет стареющего Филипа Четвертого отмечен глубокой психологической характеристикой.
Главнейшими произведениями позднего периода Веласкеса являются величайшие крупномасштабные произведения. «Пряхи» и «Менины», написанные в 1656—1657 году. Сейчас обе находятся в музее Прадо.
В начале 50-х, в 1652 году Диего Веласкес был назначен королевским обер-гофмаршалом. Его обязанности входило подготовка празднеств при дворе. Исполняя свои обязанности на празднике в честь бракосочетания Марии-Терезии с Людовиком Четырнадцатым живописец тяжело заболел. По возвращению в Мадрид художник скончался 6 августа 1660 года.