Что есть истина? Христос и Пилат
Картина «Что есть истина? Христос и Пилат» написана Николаем Ге в 1890 году. И тогда же он выставляет ее на 18-й Выставке передвижников. Сразу же начинаются громкие дискуссии вокруг нового полотна художника. Император Александр Третий покровительствовал передвижникам и посетил выставку до ее открытия. Сохранилось предание о высказывании Александра об этой картине: «Ну какой же это Христос? Это больной Миклухо-Маклай». Кстати, император ценил раннюю «Тайную Вечерю» Николая Ге, написанную во Флоренции и приобретенную Александром Вторым для музея Императорской Академии художеств.
Спустя некоторое время после августейшего посещения выставки вышел цензурный запрет на картину. Это произошло из-за письма обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева царю, в котором художник обвиняется в надругательстве над тем «образом Христа Богочеловека и Спасителя, который выше всего сердцу христианина и составляет сущность христианской веры». В результате последовало изъятие полотна из каталога и запрет на его экспонирование по России.
Чем же не понравился Синоду Христос на картине Николая Ге? Традиционно Иисуса Христа изображали молодым, сильным, одухотворенным человеком. А тут критик Суворин видит перед собой «озлобленного и полоумного бродягу», а потому называет картину лишенной художественности. Вот какие страсти разгорелись из-за нового произведения художника.
Немногие принимали скептическую улыбку и насмешливое презрение Пилата то ли к вопросу, то ли к оборванному и измученному человеку. Полемика приняла ярко выраженный внехудожественный характер. Главным обвинением против Николая Ге стало несоответствие каноническому прочтению. Ге защищал свое произведение, ссылаясь на трактаты Святых Отцов, утверждавших, что самый заурядный, ничтожный и смиренный человек может носить в себе великие духовные сокровища.
Только благодаря настоянию Льва Толстого картину приобретает П. М. Третьяков. Более 100 лет картина Ге «Что есть истина? Христос и Пилат» хранится в Третьяковской галерее. И до сих пор отношение к полотну Ге остается неоднозначным.