Очень хороший верблюд
Однажды авва Макарий Египетский, возвратившись в свою келью, застал там разбойника, который грабил его вещи. Грабитель сразу же схватился за нож, но когда увидел, что старец не сердится, начал торопливо навьючивать краденое на верблюда.
— Какой у тебя хороший верблюд!— сказал авва Макарий.— Повезло тебе, брат. Я вижу, тебе достался лучший верблюд в пустыне: он может увезти на своей спине целый дом.
С этими словами авва Макарий вошел в свою келью, вынес оттуда пожитки, которые разбойник второпях забыл, и стал тоже укладывать их на спину верблюда.
Удивился разбойник такому поведению старца и заспешил скорее убраться восвояси. Но его верблюд заупрямился, и ни за что не хотел подниматься с земли.
— Не хочет ли он сказать, что ты еще что-то забыл в моей келье?— спросил авва Макарий.— Я сразу понял, что у тебя очень умный верблюд.
Старец снова вошел в свою келью, осмотрел все углы, и нашел мотыгу, прислоненную к стене.
— Должно быть, это как раз то, без чего не хочет идти твой верблюд, — сказал авва Макарий, прилаживая мотыгу среди мешков.— Теперь ты всегда сможешь впрок нарубить ему колючек.
Разбойник снова изо всех сил начал колотить и поднимать верблюда. Но, сколько он не бился, верблюд по-прежнему лежал на земле и невозмутимо жевал свою жвачку.
— Ты нарочно смеешься надо мной, восхваляя эту безмозглую скотину!— воскликнул разгневанный грабитель.
— Ничего подобного, — возразил авва Макарий, а потом легонько хлопнул верблюда по спине, и сказал: — Встань и иди!
Верблюд, по слову святого, тотчас встал с земли, сделал несколько шагов и снова улегся на землю.
— Почему он слушается только тебя?— возмутился разбойник.— Что ты нашептал ему на ухо?
— Твой верблюд оказался еще умнее, чем я думал, — улыбнулся авва Макарий.— Он сам не желает участвовать в злом деле, которое ты задумал, и не боится даже наказаний. Некоторые животные бывают разумнее людей, и нам следует брать с них пример.
В гневе побросал разбойник награбленное добро на землю, и как только швырнул последний мешок, верблюд тут же встал на ноги и пошел.
— Должно быть, ты на самом деле святой человек, как о тебе все говорят в округе, — в сердцах сказал разбойник, — но не смей сравнивать меня с верблюдом!
— Не называй меня святым, — покачал головой старец, — я тоже буду брать пример с твоего верблюда в том, чтобы никогда не хвалиться своей добродетелью и молча делать добрые дела…
Разбойник побежал по дороге догонять своего верблюда, но авва Макарий знал, что скоро этот человек непременно вернется, чтобы во всем покаяться.