Абстракционизм
Немного найдется направлений в изобразительном искусстве, которые вызывали бы столько споров и противоречивых оценок, как абстракционизм. Представители этого стиля позволили себе нарушить едва ли не основную заповедь изобразительного искусства — жизнеподобие. Но, тем не менее, именно абстракционизм является одним из самых влиятельных направлений в живописи ХХ века. Более того, в стиле художников-абстракционистов нашли отражение основные тенденции интеллектуальной и духовной жизни человечества ХХ века.
Абстракционизм, в переводе с латинского, обозначает отвлечение, отделение. Как стиль в изобразительном искусстве возник и оформился в начале ХХ века. Основой творческого метода этого стиля является отказ от изображения форм реального мира.
Работы художников-абстракционистов сохранили традиционные технические и видовые признаки, характерные для изобразительного искусства, то есть, так же были картиной, росписью, скульптурной композицией и так далее. Но как способ художественной выразительности использовали линию, форму, колорит, цветовое пятно, контраст, мазок, скульптурный объем. Таким образом они стремились выразить свою духовную концепцию, мировосприятие, внутреннее состояние. Одними из первых абстракционистских работ были композиции Василия Кандинского. Свое эстетическое кредо он сформулировал в труде «О духовном в искусстве», вышедшем в свет в 1910 году. Это год мы и может считать годом рождения абстракционизма. В своем труде Кандинский объясняет стремление к отказу от изображения видимого, реального, с нашей точки зрения, мира тем, что при помощи гармонии цвета и форм художнику легче прорваться к контакту с духовным космосом, с абсолютом. Такое объяснение тоже может показаться несколько абстрактным. Но если мы вспомним, что на самом деле мы воспринимаем мир нашим мозгом, куда поступают слуховые, зрительные, тактильные сигналы, если согласимся, что окружающую действительность мы воспринимаем в нашей интерпретации, а не такой, какая она есть на самом деле, то позиция абстракционистов станет понятнее. Научные открытия ХХ века разрушили традиционную картину мира, предложив воспринимать ее, скорее, как подвижный и изменчивый процесс, а не застывшую и привычную данность. В абстракционизме и отразились изменения в восприятии мира человечеством.
В начале ХХ века почти одновременно абстракционизм проявил себя в нескольких странах Европы. Во Франции в этом стиле работает Делоне, в Голландии — П. Мондриан, в России — В. Кандинский и К. Малевич, в Чехии — Ф.Купка. Они видели в абстрактной живописи возможность изобразить первоэлементы мира, его суть, первооснову, не загроможденную преходящими проявлениями мира. Такой арт-стиль давал им возможность проникновения в невидимую глазу сущность мира. Но художники — абстракционисты тоже просто люди, поэтому их попытки проникновения в духовную сущность мира очень и очень субъективны. Отсюда и разнообразие стилей внутри самого абстракционизма. Можно говорить о геометрическом, лирическом, жестикуляционном направлении, об аналитической абстракции. Русские художники Ларионов и Гончарова работали в стиле «лучизм». Казимир Малевич и в своей живописи, и в теоретических работах обосновывал свое направление — супрематизм. В тридцатых годах ХХ века центром абстракционизма становятся Соединенные Штаты. Там основывается музей беспредметного искусства, более известный, как музей Гугенхейма. Возникает абстрактный экспрессионизм, виднейшим представителем которого является Джексон Поллак.
Несмотря на то, что сейчас, в начале ХХI века, возрастает интерес к реалистическим полотнам, абстракционизм не теряет своей актуальности.