Авангардизм
Авангард в переводе с французского языка обозначает «передовой отряд». Так несколько условно называются все арт-течения, направления, школы, да и творчество отдельных художников, для которых характерны новейшие, экспериментальные взгляды на искусство. Художники-авангардисты отрицают традиции и стремятся к экспериментальному поиску новых форм, направлений и путей творчества. Авангард нельзя назвать художественным стилем, в нем нет единых стилистических признаков. Но всех представителей этого направления, возникшего в начале ХХ века, объединяло программное, часто выраженное в полемически-наступательной форме противопоставление своего творчества, как традициям существовавшего ранее искусства, так и современным им социально-культурным стереотипам. Существует мнение, выраженное многими критиками, что появление такого художественного мышления — признак вытеснения культуры — цивилизацией, гуманистических ценностей прагматичной идеологией технического века. Эту идею в своей книге «Закат Европы» наиболее полно выразил Шпенглер.
Действительно, сложно отрицать стремление к эпатажу и к разрушению образности в живописи многих представителей авангарда. Например, художник — дадаист («дада» — направление в искусстве начала ХХ века) Марсель Дюшан создал картину «Фонтан» на которой был изображен писсуар с его росписью или картина художника Пикабии «Святая дева» на которой можно было рассмотреть лишь кляксу. Но этими эпатирующими и «бессмысленными» работами художники хотели обратить внимание на дикость и бессмысленность только что закончившейся первой мировой войны. Они считали, что с человечеством что-то не так и всем стоит взглянуть на мир без розовых очков и своих, сложившихся веками стереотипов. Ну, а добивались этой цели представители авангарда каждый своими средствами.
Например, «футуризм» — течение, возникшее в Италии в самом начале ХХ века. Несколько позднее художественное мышление художников-футуристов нашло много приверженцев в России. Датой появления этого стиля можно считать 1909 год, когда был опубликован манифест итальянского поэта Маринетти. Он провозгласил необходимость нового искусства, созданного молодыми, а затем, по его словам, и их творчество выкинут в корзину для мусора вновь пришедшие творцы. Поэты-футуристы отказывались от традиционной грамматики, стремились создавать новые слова. Художники-футуристы на своих картинах старались запечатлеть момент движения, изображая для этого множество ног у коня в разном их положении или множество колес у автомобиля, то есть использовали принцип симультанности. Любимой темой их творчества были в основном достижения современной им цивилизации: машины, паровозы, аэропланы. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы». И, тем не менее, принцип симультанности (для передачи движения на одно изображение накладывали последовательно все фазы движения) нашел свое применение в анимационном искусстве. А стремление к словотворчеству, во всяком случае, в русском языке, дал нашей культуре незаурядных поэтов: Велимира Хлебникова, Давида Бурдюка, Владимира Маяковского (на раннем этапе его творчества).
К авангардным направлениям в изобразительном искусстве относятся также кубизм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, сюрреализм, фовизм.
Представители каждого из этих арт — стилей искали источники идей или в архаическом искусстве народов Африки, Азии, древних цивилизаций, в новейших достижениях науки или в туманной области своего подсознания. Можно не признавать их искусство, критиковать его, но невозможно не признать, что авангардизм дал миру таких великолепных художников, как В. Кандинский, П. Пикассо, К. Малевич, М. Шагал, П. Мондриан, С. Дали и многих других, чье творчество помогает нам взглянуть на мир новым взглядом. И, возможно, согласиться со словами Сент-Экзюпери «В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле».