Академизм
В живом, подвижном, противоречивом и изменчивом мире искусства одинаково важны как новаторские поиски нового художественного языка, так и консервативные стремления к сохранению канонов и традиций художественной школы. Если первая тенденция отражена в авангардных направлениях искусства, то вторая — в направлении «академизм».
Причем, интересно, что в конце ХХ века в европейском и американском искусстве несколько возрос интерес именно к академизму. Пережив увлечение всем возможными формами нефигуративного искусства, маятник художественных симпатий любителей живописи вернулся к классическим формам, ведь стилистической основой академизма служит классицизм. Образно это можно сравнить со стремлением ступить на знакомый и надежный берег, после увлекательного, но рискованного морского путешествия. Вернуться на берег затем, чтобы потом вновь пуститься на поиски нового и неизведанного. Ведь интерес к стилям искусства, возникшим в ХХ веке, никогда и не угасал.
Академизмом называют направление в искусстве, для представителей которого характерно догматическое следование авторитетам, канонам, классическим образцам, которые веками признавались идеальными и непревзойденными. Из истории искусства мы помним о напряженной борьбе молодых художников-импрессионистов с академической традицией в живописи Франции второй половины XIX века, симпатии всегда вызывали художники — новаторы, восставшие против устаревших канонов. Но формированию этих канонов мировая живопись обязана блестящим художественным центрам и учебным заведениям: Болонской «Академии вступивших на правильный путь», основанной в 1585 году, «Королевской академии живописи и скульптуры», возникшей во Франции в 1648 году и «Академии трех знатнейших художеств», основанной в России в 1757 году. Таким образом, каноны академизма были сформированы в XVI—XVII вв.еках и основой для их формирования были лучшие образцы античного и ренессансного искусства.
Сам термин «академизм» имеет античные корни. Akademia — так называли основанную в IV веке до нашей эры древнегреческим философом Платоном философскую школу, которая получила такое название от находящейся возле Афин священной рощи, там покоились останки знаменитого древнегреческого героя Академа. Для многих поколений живописным воплощением идеи античной академии будет служить фреска Рафаэля «Академия Платона».
Формирование европейских художественных академий в XV — XVI веках было связано с необходимостью специальной высокопрофессиональной подготовки архитекторов, живописцев, скульпторов. Они должны были не только хорошо знать свое ремесло, но и быть высоко образованными людьми со знанием античной мифологии, тонкостей композиции и религиозной символики. Для изображения обнаженного тела были необходимы знания анатомии, для создания архитектурных сооружений — перспективы и геометрии. Эти знания давала Витрувианская академия в Риме, организованная Вазари во Флоренции «Академия рисунка». Само название «Академия» подчеркивало связь искусства того времени с античным искусством, преемственность и неразрывную связь традиций. Но академики отбирали выборочно те качества античного искусства и искусства Ренессанса, которые они сами считали наилучшими. Отсюда и эклектичность академизма.
Самую негативную черту академизма очень точно сформулировал поэт и художник Максимилиан Волошин, он писал, что образцы античного искусства заслонили для художников-академистов живую природу, теоретическое знание для них было важнее, чем непосредственный опыт общения с миром. «Типичное и характерное стало заменяться схематичным. Возрождение забыло, что греческие скульпторы, по которым оно изучало анатомию, сами никогда теоретически анатомии не изучали, а все основывали на зрительном опыте».
Впрочем, нельзя отрицать, что для художников-академистов характерно высокое техническое мастерство. Академизм дал мировой живописи таких прекрасных художников, как Жан Энгр, Уильям Бугеро, Федор Бруни, Карл Брюллов, Федор Иванов. А в ХХ веке свою интерпретацию этого направления предложили такие художники, как Илья Глазунов, Сергей Смирнов, Александр Шилов.