Постимпрессионизм
1886 год был годом последней выставки импрессионистов, после которой, созданное двенадцать лет назад «Анонимное общество живописцев, скульпторов и граверов» прекратило свое существование. Но европейская живопись, после преобразований импрессионистов, уже не могла оставаться прежней. И художникам, входившим в объединение импрессионистов, и новому поколению живописцев стало недостаточно поисков методов выражения сиюминутного, их интересовало изображение более длительных состояний мира. Все разнообразие этих поисков получило название -постимпрессионизм.
Появление нового стиля отнюдь не означало угасания творческой активности импрессионистов. На Всемирной выставке 1889 именно их живопись вызвала всеобщий интерес и признание. В девяностых годах девятнадцатого века были написаны такие шедевры импрессионизма, как «Руанские соборы» Клода Моне, «Голубые танцовщицы» Дега, серия парижских городских пейзажей Писсарро. Но эпицентр новаторских поисков в искусстве несколько переместился. На творческую арену выходил символизм, именно в 1886 году был опубликован их манифест. Художники Сёра и Синьяк хотели по-своему развить импрессионизм, придав ему большую степень рассудочности. Они предложили новые способы живописи: дивизионизм и пуантилизм. Однако, эти новые тенденции не имели длительного успеха. Очень уж рассудочный характер был у картин Сера, которые с великим старанием были сконструированы из раздельно наложенных на белый грунт (кстати, отсюда дивизионизм diviser — разделять) точечных цветных мазков. Название «пуантилизм» возникло от слова la point — точка. Правда, пейзажам пуантилистов трудно отказать в привлекательности, очень уж хорошо они передавали ощущение застывшего, и в тоже время текучего, изменчивого мира, запечатленного мерцающими красками.
Постимпрессионизм — явление достаточно сложное, этим термином обозначают творчество разных по стилю и мировосприятию художников: Сезанна, Ван-Гога, Гогена, Тулуз- Лотрека, художников группа «Наби» во главе с Сеюзье и М.Дени. Какие же черты их творчества все-таки являются объединяющими для этих таких разных и очень талантливых художников?
- Прежде всего, почти все постимпрессионисты или начинали свой творческий путь с импрессионизма, или увлекались им, будучи уже зрелыми художниками. Как это произошло с Сезанном, который несколько лет работал вместе с Писсарро в Овере. Или с Ван-Гогом, который работал в стиле импрессионизма в 1886—1887 годах в Париже.
- Как и импрессионисты, художники постимпрессионисты противопоставляли существующим социальным условностям безусловность и естественность природы. Но импрессионисты видели в ней радость и вдохновляющее начало, а постимпрессионисты видели в природе могучие и пугающие их силы. Эти черты можно увидеть в картинах Ван — Гога арльского периода и даже, в таких безмятежных, на первый взгляд, таитянских картинах Гогена. И в то же время, они стремились к бегству в природу, подальше от цивилизации и городов. Наиболее полно это стремление воплотил в своей жизни Гоген. Антиурбанистический оттенок, свойственный всем постимпрессионистам, подчас разрастался. Приобретая характер осуждения современной цивилизации вообще. Эта тенденция немного позже ярко проявится в творчестве экспрессионистов.
- «Меня влечет к себе небо и безграничность природы» писал Сезанн. Вместо очеловеченной, мирной природы, милых нюансов быта импрессионистов постимпрессионисты вернули живопись к большим пространствам и большому времени. В их живописи чувствуется дыхание космоса, который отлично может обойтись и без человека. (Ван-Гог «Звездная ночь»). Отсюда мощный, даже кажущийся грубым характер живописи некоторых работ Сезанна, Ван-Гога. В живописи Ван-Гога позднего периода есть напряженность и эмоциональность, передающаяся даже через искажение форм, характерной для экспрессионизма, в живописи Сезанна есть черты пришедшего позже кубизма.
- Постимпрессионисты, еще в большей степени, чем импрессионисты деформировали рамки визуального восприятия, характерного для предшествующей художественной культуры. Они хотели проявить незримое и своими поисками подготовили почву для появления направлений в искусстве, которые мы сейчас называем модернистскими. Последние картины Ван-Гога уже предвосхищают экспрессионистический взрыв видимого мира («Дорога в Провансе», «Церковь в Овере»). В поздней живописи Сезанна есть черты кубизма, конечно, это «восстание форм» в живописи будет позже, но картины «Гора Сент-Виктуар в сумерках», «Большие купальщицы» явно предвосхищают его.
В творчестве Гогена можно найти черты символизма, вспомним его картину «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» и абстракционизма («Пляж в Ле Пульдю» 1889, «У обрыва», 1888).
И еще одно объединяющее начало для почти всех постимпрессионистов — очень сложная и личная, и творческая судьба. Видимо, такие достижения в живописи давались неимоверным напряжением всех витальных и душевных сил.