Импрессионизм
Название стиля импрессионизм (impressionnisme) произошло от французского слова impression — впечатление. Это название стиль, оказавший серьезнейшее влияние на развитие мирового искусства, получил, благодаря острому язычку французского журналиста.
В 1874 году состоялась первая выставка группы французских художников, называвших себя «независимыми». Молодых художников, объединяло неприятие консерватизма царившего тогда стиля академизм. На выставке «независимых» была представлена работа Клода Моне «Восход солнца. Впечатление». Вот по поводу этой работы журналист Л. Леруа позволил себе весьма ироничные выпады, склоняя во всех вариантах слово «впечатление», журналист утверждал, что impression заменило в картинах художниках подлинное искусство. Оставим критические замечания на совести журналиста, но отметим, что многие названия модернистских стилей возникли также благодаря острым язычкам парижских журналистов, например «кубизм», «фовизм». Конечно, художественный вкус журналистов вызывает сомнения, но стоит отметить остроту пера. Ироническое название прижилось, поскольку как нельзя лучше передавало суть нового художественного языка — стремление художников к передаче субъективного впечатления от цвета, света, пространства. Так картина Клода Моне, «маленький этюд из света, тумана и воды», как сказал о ней Уильям Зейтц, дала название новой эпохе в живописи.
Художники-импрессионисты старались как можно более точно передать свои впечатления от окружающего мира. Ради этой цели они отказались от соблюдения существующих правил живописи и создали свой метод. Суть его сводилась к передаче при помощи раздельных мазков чистых красок внешнего впечатления от света, тени, их рефлексии на поверхности предметов. Такой метод создавал на картине впечатление растворения формы в окружающем свето — воздушном пространстве. Клод Моне писал о своем творчестве: «Моя заслуга в том, что я писал непосредственно с природы, стараясь передать свои впечатления от самых непостоянных и изменчивых явлений».
Хронологические рамки существования стиля «импрессионизм» во Франции охватывают время от 70-х годов 19 века до начала 20 века. В начале ХХ века на сцену истории мировой живописи выходят ранние модернистские направления: экспрессионизм и кубизм, их появление означало начало совершенно новой эпохи в развитии искусства. А импрессионизм стали называть прелюдией нефигуративного искусства.
Но, к счастью, для истории развития искусства характерна, скорее, полифония, чем строгая линейная логика развития. Импрессионизм оказал большое влияние на развитие мирового искусства и, бесспорно, относится к числу великих стилей. По сути, он никогда не терял своей актуальности, вовлекая в сферу своего влияния все новые формы и виды искусства. Импрессионизм в музыке нашел свое воплощение в творчестве Дебюсси и Равеля, в литературе — в поэзии П. Верлена, К. Бальмонта, И. Анненского, Мандельштама. А черты импрессионизма присутствуют в прозаических произведениях многих известнейших писателей.
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, —
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
О. Мандельштам.
Многие искусствоведы подчеркивают, что мир живописи после французских импрессионистов стал уже другим. После периода бурного протеста против новаторского стиля художников последовало признание их стиля. Но далеко не всеми. О. Шпенглер писал «Пейзаж Рембрандта лежит где-то в бесконечных пространствах мира, тогда как пейзаж Клода Моне — поблизости от железнодорожной станции».
Что же так раздражало даже людей с развитым художественным вкусом в живописи импрессионистов? Позволю себе предположить, что импрессионисты в своем стремлении запечатлеть мгновенье, изменчивость, подвижность мира покусились на неизменность и стабильность нашего восприятия реальности. Они показали, что в зависимости от освещения, трава может быть синей, а небо может казаться зеленым. Прав был Максимилиан Волошин, говоривший, что мы воспринимаем мир «глазами своих живописцев». Импрессионисты первыми показали человечеству всю относительность его восприятия мира.
А. Бенуа писал в своих размышлениях об импрессионизме: «Импрессионизм — это не живопись, это открытие». Он подчеркивал, что их метод — это не временное течение, а вечная основа искусства".
Особенно большой вклад импрессионисты сделали вы развитие пейзажной живописи. А. Сислей, К. Писсарро, К. Моне создали систему пленэрной живописи, они писала свои полотна на открытом воздухе и, на первый взгляд, будничный мотив изменялся, преображаясь в вибрациях света и воздуха.
Для живописи импрессионистов характерно стирание жанровых рамок, они позволяли себе объединять жанровую живопись с пейзажем, бытовой жанр с портретом. Конечно, далеко не только пейзаж был любимым жанром импрессионистов. Всемирно известны портреты О. Ренуара, его жизнерадостная живопись никогда не теряла популярности. В центре внимания Эдгара Дега находилось изображение человека. Его любимыми темами были изображения актрис балета, гладильщиц и прачек за работой, различные бытовые сценки. Когда вглядываешься в полотна П. Сезанна, Э. Мане, К. Писсарро, К. Моне невольно ловишь себя на мысли, что вместе с ними заново открываешь для себя мир.