Рококо
Причудливый и вычурный, игривый и утонченный стиль Рококо сформировался во Франции в начале 18 века. Название стиля возникло от наименования элемента орнамента рокайоль, который напоминал по форме морскую раковину.
Невольно возникают ассоциации с названием стиля Барокко, barocco- так называли испанские моряки морские раковины неправильной формы, именно этот термин дал название одному из самых выдающихся стилей в мировом искусстве. Существует мнение, что Рококо — это кризисный вариант Барокко, находящегося на спаде своего развития. Действительно, Рококо хронологически следует за Барокко. Но и внутренняя суть, и внешние проявления этих стилей совершенно различны.
На смену силе эмоций, накалу страстей, помпезности и величественности Барокко пришел изящный и камерный стиль дамских будуаров и аристократических гостиных — Рококо. Стиль людей, ценящих утонченность обстановки, повседневные радости жизни и удобство быта. Идейная и эмоциональная основа Рококо — индивидуализм и гедонизм. Ж. Л. Давид называл его «эротическим маньеризмом». Девизом эпохи Рококо можно считать ценность «счастливого мига», для мироощущения человека этой эпохи была характерна любовь к жизни, умение наслаждаться её радостями, вкус к красивым вещам и новизне форм и в то же время настроения пессимизма, тоски, предчувствие конца. Современники называли Рококо «королевским стилем», он сформировался во время правления короля Людовика XV, достиг своего расцвета и, затем, его сменил художественный антипод — строгий, гармоничный и рациональный неоклассицизм.
В оформлении интерьеров помещений стиля Рококо приобрели большую популярность орнаментальные украшения, покрывавшие стены и потолки, вошли в моду панно и зеркала, рельефы и маски амуров. Изысканны, прихотливы и изящны были изделия декоративно-прикладного искусства этой эпохи, мастера которой блестяще умели использовать выразительные возможности фарфора, резьбы по дереву, драгоценных камней.
Стиль Рококо царил во Франции почти шестьдесят лет, оказав большое влияние на европейское искусство. Он дал миру прекрасных мастеров живописи: О. Фрагонара, Ф. Буше, А.Ватто. Темы живописи Рококо — прекрасные дамы и кавалеры, легкий флирт, кокетство, сцены соблазнения. Появился новый жанр живописи — пастораль, изображавший жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. Правда, и пастухи, и пастушки были облачены в бальные платья и вместо выпаса скота занимались чтением, игрой на свирели или легким флиртом. Как и в живописи Барокко были популярны мифологические сюжеты, но круг мифологических героев был, преимущественно, ограничен богиней любви Венерой, нимфами и амурами.
Выдающийся мастер живописи Антуан Ватто жил и творил именно в эпоху Рококо. Многие его полотна были написаны в жанре пасторали. Но в его картинах, таких изящных, красивых, изображавших куртуазные нравы французского двора, сквозит какая-то грусть и легкая ирония. Стоит лишь вспомнить картины «Общество в парке» или «Затруднительное предложение».
Одной из лучших работ Ватто считается «Отплытие на остров Кифару» или «Паломничество на остров Кифару», как её ещё называют. Картина из серии «Галантные празднества». Сюжет, символика, даже композиция картины очень характерны для мироощущения Рококо. Кифара — остров вечного блаженства, на котором родилась богиня любви Афродита. Композиция картины ритмична, образы ее кажутся даже музыкальными. Впечатление таково, что дамы и кавалеры в ритме медленного и торжественного танца грациозно движутся от склона холма к ладье, которая отплавает на остров любви — Кифару. Движение направлено от правой стороны картины, где изображены сама богиня в окружении высоких деревьев к центру композиции. Все происходящее, словно бы, растворяется в золотистой дымке, в мягком золотистом свете, струящемся сквозь кроны деревьев. Природа в лучших произведениях художников Рококо кажется одушевленной. Но проницательный Ватто считал единство природы и людей — иллюзией, возможно, именно это было одной из причин этой легкой печали, пронизывающей его даже самые оптимистичные работы.
Рококо называют еще «дамским стилем», возможно, из-за настроения нежности и изысканности, царившем в образцах искусства Рококо, возможно, из-за того, что прекрасные дамы были основным предметом изображения в живописи Рококо. Стоит лишь вспомнить портрет фаворитки короля мадам де Помпадур кисти Франсуа Буше, или чудесные женские портреты Фрагонара «Портрет певицы, держащей нотный лист», или «Портрет дамы в образе музы науки» да и многие другие.