Кубизм
Идеи стиля «кубизм» сформировались в 1906—1907 годах. В основе художественных экспериментов кубистов лежало стремление постигнуть и изобразить суть окружающего предметного мира, преодолев чувственную видимость. Именно поэтому в живописи у художников-кубистов концепция важнее, чем зрительное восприятие мира, а математическая интуиция — внешней очевидности. У кубистов было свое философское обоснование особенностей стиля, и в их философских спорах активное участие принимал математик Прансе.
Кубисты изображали мир не таким, каким они его видят, а таким, каким они его знают. Они полагали, что настоящий мир — это мир чистых геометрических форм. Его необходимо постигать умом, а не воспринимать глазом, поскольку то, что мы видим — это искаженное нашим воображением отклонение от чистой формы.
Все течения модернизма начала ХХ века стремились к созданию совершенно нового искусства, они решительно отвергали реалистическую живопись, сформированную поколениями и поколениями европейских художников. Модернисты считали все то, что мы видим основано на иллюзии и каждый из модернистских стилей: сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм «прорывался» к истинному миру своими методами. Правда, существует интересная закономерность. Часть модернистов в своих поисках опирались на интуицию и подсознание (сюрреализм, экспрессионизм), а часть — на рациональное, даже математическое мышление. Рациональное разложение видимого мира на мир чистых геометрических форм — основа метода кубистов.
Возникновению живописи кубизма мир обязан двум художникам: Пабло Пикассо и Жоржу Браку. Немного позже к новому течению присоединились Фернан Леже, Хуан Грис, Роббер Делоне, Ле Фоконье и другие художники. Живя в Париже, Пикассо познакомился и подружился с «пророками светопреставления» поэтами Аполлинером, Жакобом, Сальмоном. Для них было характерно, как писал Клемперер «безмерное преклонение перед силой и действием, они были поэтами анархизма мысли и бунта против разума». Именно эти поэты, поклонники творчества Малларме и Рембо, искатели чистой формы были вдохновителями идей кубизма. Пикассо писал, вспоминая о тех временах, что художники, его единомышленники, и не собирались изобретать новый стиль, они лишь стремились выразить то, что было в них самих. Ни у кого из них не было тогда своего плана, готовой концепции творчества, а их друзья-поэты лишь внимательно наблюдали за ними и уж конечно не давали никаких предписаний.
Сам термин «кубизм» появился, скорее всего, в 1908 году. По сохранившимся преданиям, как-то в разговоре тогда уже известный художник Матисс упомянул, что картина «Дом в Эстаке» Брака напоминает ему кубики. В том же 1908 году в одном из номеров журнала «Жиль Блаз» журналист Луи Воксель написал, что живопись Брака сводится к изображению кубов. Так, по воспоминаниям современников, и возникло название новой школы живописи, которое вначале имело значительный оттенок иронии. Нужно отметить, что это название вполне подходило, во всяком случае, на раннем этапе существования, новому стилю. Художники-кубисты часто использовали прием искажения поверхности геометрическими гранями, которые по форме напоминали куб. Стоит лишь вспомнить картины Пикассо «Семья Арлекино», «Портрет Фернанда», «Сидящая женщина» или Ле Фоконье «Изобилие».
Хотя кубисты и провозглашали абсолютной новизну своего художественного языка, у их идей все-таки были свои истоки. Особенно это заметно в первый период существования нового стиля, который называют «сезанновским». Как уже понятно из названия этого первого периода, произведения Поля Сезанна вдохновили кубистов на поиски своего языка, но не только. «Примитивная» африканская скульптура, искусство первобытных народов, первозданная сила и мощь их произведений также повлияли на живопись кубистов. Геометрические формы, мощные грани предметного мира на холстах художников словно бы подчеркивали его устойчивость. Выделенные цветом грани предметов и усиливали, и дробили объемы. Во второй аналитический период предметы на картинах художников-кубистов словно бы распадаются на маленькие грани, четко отделяемые друг от друга. Такова, например, картина Брака «В честь Баха». Ну, а последняя, синтетическая стадия развития кубизма отличается сильным декоративным началом. Живопись кубистов становится красочными плоскостными панно. В последний синтетический период кубисты используют коллажи, объемные конструкции на холсте. Отказавшись от изображения объема, перспективы пространства, художники — кубисты старались компенсировать это рельефными конструкциями на своих полотнах.