Классицизм
Принципы строгой гармонии, рациональности, соответствия установленным канонам нашли свое воплощение в стиле классицизм. В переводе с французского classicisme обозначает «образцовый», «совершенный». И именно в искусстве художников Франции XVII века, в частности, таких как Никола Пуссен и Клод Лоррен, классицизм нашел одно из своих наиболее совершенных воплощений.
Стогую лаконичность и рациональность классицизма можно считать своеобразной реакцией на излишнюю вычурность рококо. В XVII веке Европа стремилась вернуться в рамки рациональности и разума. Хотя, «сенсуалистские» и антирационалистические тенденции в европейском искусстве все равно продолжали существовать, в споре между сторонниками творчества Рубенса и Пуссена оттачивались аргументы противоборствующих сторон.
Эстетическим образцом для представителей классицизма были памятники искусства античности. Изучая произведения искусства Древней Греции и Рима, мастера искусств XVII века выработали ряд принципов, соблюдение которых они считали необходимым. На смену бурным эмоциям эпохи барокко или игривости рококо приходили идеалы «благородной простоты» и «спокойного величия». Общественные идеалы для классицизма несравненно важнее, чем личные эмоции и переживания. Любимыми темами для художников той эпохи были героические истории из древнегреческой и древнеримской мифологии, наполненные нравственным и общественным смыслом. Центральным был образ мужественного разумного человека, наделенного сознанием общественного долга. Стоит вспомнить, хотя бы, полотно Жака Луи Давида «Клятва Горациев». Сюжет картины основан на рассказе древнеримского историка Тита Ливия: трое братьев Горациев были избраны в качестве представителей Рима для решающего сражения с братьями Курациями — представителями города Альба-Лонга. От исхода битвы зависело будущее Рима. Трагизм ситуации усугублялся тем, что сестра братьев Горациев — Камилла — невеста одного из Курациев, а Сабина из семьи Курациев — возлюбленная одного из Горациев. Но, как и положено в классицизме, чувство долга и патриотизма гораздо сильнее личных переживаний. Решительные фигуры братьев в едином порыве поднявшие руки в клятве победить или умереть, отец, подающий им мечи и грустная группа женщин с печально поникшими фигурами составляют композицию картины. Композиция картины, застывший ритм движений персонажей, игра света и теней настолько тщательно продуманы художником, что и без знания сюжета смысл её очевиден. Впечатление силы и мужества настолько захватывают, что нотка грусти и скорби отступает перед ним.
Хотя, строго говоря, творчество Давида относится уже к неоклассицизму, процветавшему во второй половине восемнадцатого века. Самым выдающимся художником французского классицизма XVII века является Никола Пуссен. Правда, его творчество сложно заключить в рамки какого-либо одного стиля, впрочем, как и творчество любого выдающегося художника. Многие его полотна до сих пор кажутся загадочными и до конца не понятыми. Такие, например, как «Аркадские пастухи». Эта картина была заказана кардиналом Ришелье, затем её более двадцати лет хранил у себя Людовик XIV, показывая картину лишь немногим доверенным лицам. В этом полотне развивается философская мысль о быстротечности жизни и неизбежности смерти. Группа пастухов, живущих в прекрасной и безмятежной стране Аркадии, остановилась у надгробья, на котором написано «И я бывал в Аркадии». Художник запечатлел чувства удивления, замешательства и глубокой задумчивости на лицах пастухов. Впрочем, существует совершенно иная гипотеза прочтения этой картины мастера, в соответствии с которой в ней скрыта тайна Святого Грааля.
Пуссен был прекрасным колористом, искусство владения цветом и светом он изучал в Венеции. Одной из вершин творчества мастера можно считать цикли картин, написанных на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, именно они отличаются тонкой и глубокой разработкой живописного колорита.
Если барокко можно считать лунной, иррациональной стороной европейского искусства, то классицизм — солнечной и рациональной. Но как нашей голубой планете Земля необходимы и Солнце, и Луна, так и для мирового искусства важны обе ипостаси его существования.