Творчество Виктора Вазарели
Виктор Вазарели родился в венгерском городке Пече.
В 1927 году поступил в Будапештскую Академию живописи, откуда вскоре перешел в венгерское отделение Баухауза — знаменитого Веймарского Института промышленного искусства. Вазарели были близки «архитектуроцентристские» взгляды основателя Баухауза архитектора В. Гроппиуса, его понимание современного художественного произведения как «большого строения, в котором исчезают грани между монументальным и декоративным искусством». В 30-х годах сильное влияние на Вазарели оказало творчество таких художников, как П. Клее и П. Мондриан. В это время он переезжает в Париж, работает сначала в области прикладной и станковой графики, затем увлекается абстрактно-декоративной живописью и проходит при этом ряд стилевых этапов. При всех этих стилевых метаморфозах картины Вазарели обладали устойчивым качеством: абстрагированность пластического языка лишала их конкретного содержания, необходимого в станковой живописи, и, независимо от воли автора, уводила их в сферу прикладного искусства. Надо сказать, что Вазарели сам не претендовал на самостоятельное станковое существование своих живописных композиций, рассматривая их как один из будущих атрибутов архитектурного декора.
Параллельно Вазарели работает над картонами для ковров, а впоследствии полностью подчиняет свое творчество задачам визуального преображения современного города. В 1960-х годах его работы завоевывают международную известность, он участвует во многих выставках, удостаивается наград и званий, его произведения приобретаются крупными музеями…
Главная идея творчества Вазарели выражена в его словах: «Полихромный город счастья — сначала мечта, затем идея, наконец, проект — когда-нибудь родится во всем богатстве своих форм».