Как работает эффект дежавю
Дежавю (от французского «deja vu» — «уже виденное») — знакомое большинству людей явление, при котором происходящие события воспринимаются так, будто они уже когда-то происходили. Однозначной трактовки, объясняющей природу эффекта дежавю, сегодня нет — вместо неё можно рассматривать несколько различных гипотез: от работы интуиции или психических расстройств до соприкосновения с иной реальностью или путешествий во времени. Впрочем, эти версии не исключают друг друга, как волновая и корпускулярная теории света, так что внимания заслуживает каждая из них.
Как это происходит?
Запрограммировать возникновение эффекта дежавю невозможно — разве что в фильме «Матрица», где Нео, увидев два раза подряд одну и ту же чёрную кошку, понял: программы тоже иногда дают сбой. Другое дело, что при возникновении дежавю события происходят единожды — но это не мешает нам о них «помнить». Появляются люди, которых мы вроде бы давным-давно знаем, увиденные книги, фильмы, музыка или места воспринимаются как нечто полузабытое, но уже имевшее место в жизни — однако когда именно, припомнить не получается. При этом возникает чувство, будто происходит нечто сверхъестественное, и создаётся иллюзия обладания экстрасенсорными способностями (кто знает, быть может, и не иллюзия?) Однако это мистическое состояние скоро растворяется в повседневности, и всё становится на свои места, оставляя лишь тень удивления и вопросы без ответов.
Дети не сталкиваются с эффектом дежавю — считается, что для этого у них ещё недостаточно чёткое сознание (они попросту не замечают подобных явлений). Зато есть два возростных промежутка, когда вероятность возникновения феномена максимальна. В первую группу попадают подростки 16−18 лет — они уже обладают собственным восприятием реальности, но всё ещё очень остро реагируют на происходящее. Ко второй группе можно отнести людей от 35 до 40 лет — это полностью сформированные личности, определившиеся со своим жизненным статусом и обогащённые обпределённым багажом опыта и достижений.
История открытия феномена
Понятие «дежавю» впервые появилось в книге «Будущее психологии» Эмиля Буарака. На дворе заканчивался XIX век, а известный психолог завершал последний курс университета. Его исследования коснулись так же других смежных понятий: «дежавекю» (уже пережитое), «дежаэнтендю» (уже слышанное) и «жамевю» (никогда не виденное). В своих исследованиях Буарак опирался на известные ещё с седых времён факты — ведь с эффектом дежавю были знакомы ещё в античности, а затем эта идея кочевала по книгам разных эпох. С XIX века за неё взялись известные писатели: Шатобриан, Чарльз Диккенс, Марсель Пруст, Артур Конан Дойл, Джек Лондон, Клиффорд Саймак, Лев Толстой. Поначалу учёный мир проигнорировал работу Буарака, однако списать огромное количество случаев на психические расстройства было невозможно, и за феноменом, наконец, закрепилось официальное название.
Теперь рассмотрим теории возникновения дежавю:
С биологической точки зрения
Исследователи из Массачусетского технологического университета выяснили, что зарождение этого феномена происходит в височной доле головного мозга — зубчатой извилине гиппокампа. Этот отдел занимается поиском аналогий в памяти и находит различия между схожими образами. Благодаря гиппокампу мы в состоянии отличать прошлое от настоящего, а уже виденное от нового. Однако если в работе этого мозгового отдела происходит сбой, за ничтожные доли секунды увиденный образ попадает в центр памяти, а затем туда же поступает новый запрос от гиппокампа: хранится ли в памяти нечто подобное? Мозг тут же выдаёт ещё «не остывшее» воспоминание, которое и воспринимается как нечто из неопределённого прошлого. Говоря иными словами, мы не замечаем, что видим нечто впервые целых два раза вместо одного, так как не запоминаем первый «сеанс». Работа гиппокампа может нарушиться подобным образом в результате стресса, усталости, неблагоприятных условий внешней среды (жара, холод, атмосферное давление), а так же в состоянии депресси и из-за различных заболеваний.
С точки зрения психологии
Аристотель не был психологом в современном понимании, однако он первый связал феномен дежавю расстройствами психического состояния, как и продолжали считать современники Буарака. Исследования в области психиатрии подсказывают нам, что это дежавю являеся одним из симптомов временно-долевой эпилепсии, а люди, постоянно сталкивающиеся с этим эффектом, склонны к эпилепсии, шизофрении или нарушениям восприятия времени. Однако в психологии есть и альтернативная точка зрения, считающая вышеописанные процессы в мозгу «намеренной ложью во благо» — с целью самозащиты. Оказавшись в совершенно незнакомой систуации, где подсознательно что-то внушает опасность и гнетущую неопределённость, человеческое мышление начинает искать хоть какие-то знакомые «соломинки», чтобы ухватиться за них и не впадать в панику. А, не находя таковых, изобретает их самостоятельно.
С точки зрения метафизики
Если не вам пока не знакома экстатическая концепция, напомним, к чему она сводится: согласно этой точке зрения, четвёртое измерение, или время, представляет собой такую же грань реальности, как и пространство. От того, что мы с вами физически существуем лишь в одной точке — в данный момент, скорее всего, у монитора своего компьютера, — Париж, Рио де Жанейро и Стокгольм продолжают существовать, жить своей жизнью, хоть мы их и не видим невооружённым взглядом. То же самое с временем — мы существуем прямо здесь и сейчас, но точно так же одновременно с нами существует прошлое и будущее. Если следовать этой концепции, эффект дежавю возникает вследствии некоего сбоя четвёртого измерения, и случайно считывается не предназначенная нам информация — словно приоткрывается край занавеса в будущее или в параллельное измерение. Если же говорить о парапсихологии, здесь всё просто: дежавю является воспоминанием из прошлой жизни. Именно такого мнения придерживались Платон и Пифагор, а так все последователи античного космогонизма и буддизма.
Новое — хорошо забытое старое
Трудно не вспомнить старый совестский фильм о приключениях народного героя Шурика: поглощённый чтением конспектов, паренёк не замечал не только квартиры, куда нечаянно забрёл с отличницей Лидой, но и горчицы на пирожном. Прийдя в гости в осознанном состоянии, Шурик испытал нечто вроде дежавю — однако зрителю понятно, что герой уже побывал здесь. Похожий случай произошёл с одним американцем, приехавшим на экскурсию в старинный форт — там он поразил всех феноменальной способностью наперёд сказать, что находится за дверями, и прекрасно ориентировался внутри здания. Однако позже он забрёл в книжную лавку и увидел на полке прочитанный давным-давно роман «Queen of Bedlam». Перелистав книгу, незадачливый турист понял, что именно здесь почерпнул описание всех деталей интерьера исторической постройки — воспоминания остались, а источник забылся.
И снова от нечаянных «подделок» выходим на стезю психологии: именно забытыми сновидениями объяснял в 1896 году американский профессор психологии Артур Аллин. А несколько позже Зигмунд Фрейд охарактеризовал дежавю как истинное воспоминание, которое которое было искуственно «затёрто» в сознании — травматичным переживанием или в силу действия общественного (религиозного) табу. Карл Густав Юнг связал феномен с коллективным бессознательным — то есть, фактически с памятью предков, — а это снова выводит нас к биологии (так называемым «мусорным» ДНК) или парапсихологии (реинкарнации). Выходит, что всё взаимосвязано куда сильнее, чем кажется на первый взгляд — так может, бессмысленно искать одну-единственную истину?