Почему в интернете так много ненависти
Почему некоторые люди просто склонны ненавидеть всё вокруг, выбирая самые негативные аспекты в любой ситуации, и сосредотачиваться исключительно на них, игнорируя всё хорошее? Согласно исследованиям ученых, причин у этой может быть много. Если вы ведёте активную жизнь в соцсетях, выкладываете дразнящие фотографии из отпуска и постите статусы о своём очередном успехе, для хейтеров это равнозначно тому, что вы приклеили себе на спину стикер с подписью «Пни меня». Мы собрали 10 любопытных исследований, раскрывающих природу ненависти в интернете.
Хейтерами рождаются, а не становятся
Как выяснилось недавно, человек может иметь так называемое «негативное диспозиционное отношение» с самого рождения. Исследователи из Университета Иллинойса и Университета Пенсильвании пытались объяснить, почему некоторые люди так непреклонно льют негатив на всё вокруг, даже не пытаясь объективно задаться вопросом, действительно ли жизнь такая уж плохая штука. Вместо этого авторы публикации в Journal of Personality and Social Psychology предполагают новый аспект личности — «диспозиционное отношение».
В ходе исследования ученые опросили тысячи добровольцев об отношении к самым разнообразным, не связанным вещам, от политики и футбола до холодного душа. Анализируя их ответы, исследователи смогли определить то, что было известно и без них, — некоторые люди просто заносчивые критиканы, и ничего с этим не поделать. По словам ученых, одни люди от рождения наделены большей склонностью оценивать, что стакан наполовину полон, а другие, соответственно, — что стакан наполовину пуст. Люди с положительным диспозиционным отношением смотрят на мир через розовые очки, а с негативным диспозиционным отношением будто каждый раз встают с кровати не стой ноги.
Зависть как двигатель ненависти
Почему, например, безобидное видео на YouTube, где пара публично объявляет о помолвке, желая поделиться своим счастьем со всем миром, собирает огромное количество негативных комментариев и «дислайков»? Доктор психологии Джильда Карл приходит к довольно очевидному выводу. Корень большого количества негатива, с которым мы можем столкнуться в сети, — это зависть. «Эти люди думают, что они имеют право на то, что есть у вас, — говорит она, — Они злятся на себя, потому что им не удалось преуспеть настолько, насколько они хотели бы, и они не желают видеть, как вы делаете что-то, что не могут сделать они».
Психология троллинга
Большая порция той ненависти, которая генерируется в интернете, — дело рук троллей. Исследователи определяют троллинг как «форму поведения, которая характеризуется стремлением обмануть и нанести вред в процессе интернет-общения» с единственной целью — получить от этого удовольствие. Канадские исследователи из университета Манитобы решили разобраться в личностях троллей, и установили, что они по сути являются воплощением архетипа макиавеллиевского садиста.
В ходе опроса, проведённого психологами, выяснилось, что люди, часто занимающиеся троллингом, характеризуются чертами личности, попадающими в так называемую Тёмную Тетраду. Им присущи макиавеллизм (готовность манипулировать и обманывать других), нарциссизм (самовлюбленность), психопатия (отсутствие сочувствия и раскаяния) и садизм (получение удовольствия от страданий других).
«Именно садизм теснее всего связан с троллингом по сравнению с другими чертами личности, — пишут психологи, — тролли — „слуги хаоса“, которые поднимают „самые больные темы“ только для того, чтобы возбудить эмоции других пользователей и поиграть ими». В результате экперты пришли к выводу, что сетевой троллинг — это вовсе не онлайн-феномен, а лишь одно из отражений садизма в повседневной жизни.
Другое интересное исследование провела группа ученых из Информационного центра по изменению климата при Университете Джорджа Мейсона. Специалисты опросили более тысячи американцев, чтобы выявить, как ругательные комментарии к статье в интернете влияют на понимание её сути. Участников попросили прочесть запись в блоге, содержащую обсуждение рисков и преимуществ нанотехнологий. Текст записи был одинаковым во всех случаях, но тон комментариев к ней варьировался. В одном варианте они не содержали ругани, а в другом они содержали, например, подобные формулировки: «Если ты не видишь преимуществ использования нанотехнологии в этой области, то ты идиот». В итоге мнения аудитории, прочитавшей статью, сильно варьировались. Тех, кто и без того считал эти риски низкими, ругань в их адрес только дополнительно в этом убедила, те, кто считал их высокими, также лишь укрепились в своем мнении. Другими словами, эмоциональные оскорбительные комментарии заставили читателей дополнительно утвердиться в прежних взглядах.
Результаты этого исследования вполне вписываются в теорию «мотивированного суждения», которая предполагает, что люди сначала чувствуют, а потом думают. Эмоции опережают «рациональные» мысли, а также влияют на извлечение этих мыслей из памяти.
Музыка не для всех
Перед тем как выкладывать очередную песню, от которой у вас мурашки, заранее приготовьтесь, что многим это может не понравиться. Как выяснили исследователи из университета Барселоны, некоторые люди испытывают музыкальную ангедонию. Многие часто предполагают, что все без исключения любят музыку, однако на самом деле это не совсем так. Чтобы проверить эту идею, исследователи использовали веб-опросник для выявления людей, имеющих негативные ощущения от музыки. Затем участников исследования попросили послушать музыку, выбранную другими студентами университета. Среди отобранных музыкальных произведений были ария Nessun Dorma Пуччини, «Времена года» Вивальди и заглавная песня Олимпийских игр в Барселоне. Слушая эти композиции, добровольцы должны были нажать кнопку в зависимости от того, нравились ли они им или оставляли равнодушными. В ходе эксперимента, некоторые люди не реагировали на музыку вообще. Исследователи отметили, что она никак не влияла на их нервную систему и не участвовала в системе вознаграждения, как у большинства людей. При этом, по подсчётам исследователей, «немузыкальным» можно признать каждого пятого человека. Идентификация этих лиц может подтолкнуть учёных к пониманию воздействия музыки на нейроны человеческого мозга.
Практически каждый веб-сервис требует от пользователей загрузить в профиль свой портрет, чтобы убедить остальных, что вы реальный человек. Однако стоит взять на заметку, что чем ближе снят ваш крупный план, тем более явно он показывает ваши недостатки и менее привлекательным вас делает. Исследователи из Калифорнийского технологического института провели несколько экспериментов, соизмеряя отношения между «лайкоёмкостью» фотографии и близостью объектива, на который она была сделана. Добровольцы оценивали снимки людей, которые были сделаны с расстояния полметра и с двух метров. Те же люди, в той же одежде и с теми же выражениями лица — фотографии, сделанные вблизи, были менее привлекательными, чем сделанные издалека.
По предположениям специалистов, этот феномен имеет отношение к тому, как наш мозг обрабатывает информацию о личном пространстве. Мы чувствуем отторжение к изображениям людей, сделанным с близкого расстояния, так как мы воспринимаем их так, будто они нарушают пределы личного пространства, которое в среднем составляет 1 метр. Даже если это просто картинка, ваше подсознание уже представляет, будто вы чувствуете неприятный запах изо рта.
Еще одно исследование говорит о том, что портреты людей с соблазнительным взглядом заставляют их казаться менее надёжными. Профессор психологии Мичиганского Университета Дэниел Крюгер показывал добровольцам фотографии людей и задавал довольно банальные вопросы: хотят ли они долгосрочные или краткосрочные отношения, будут ли они хорошими соседями и бизнес-партнёрами. Все фотографии были одних и тех же людей, а их глаза «приоткрывались» при помощи «Фотошопа», чтобы не было никаких тонких различий в выражении лица и прически. В итоге выяснилось, что люди с нормальным открытым взглядом оказались более предпочтительны во всех отношениях.
«О многом можно сказать по первому взгляду», — говорит Крюгер, так что подумайте над этим, выбирая новую фотографию себе на аватар. Полузакрытые глаза и сальный взгляд могут сыграть вам не на руку.
Снижение разрыва между полами, безусловно, является тенденцией, которая ведёт к всеобщему равноправию. Но, согласно недавнему исследованию, если на своих фотографиях, которые вы выкладываете в сеть, вы выглядите слишком гендерно нейтрально и неоднозначно — вы рискуете, что другие могут относиться к вам с недоверием. Исследователи Кристина Новак и Кристиан Раух из Университета Коннектикута создали самые разные рисованные изображения, начиная от блондинки с хвостиками и персонажа без чётко выраженных половых признаков до бутылки с лицом. Затем они случайным образом присвоили эти символы участникам эксперимента, которые попарно общались в текстовом чате между собой. В результате, как оказалось, пользователи с андрогинными аватарами вызывали меньше всего доверия
Любопытно, что бутылка заняла второе место в рейтинге с конца. Последним же в списке оказался аватар в виде ящерицы. Эксперимент привёл исследователей к выводу о том, что аватары сильно влияют на впечатление от общения с человеком в интернете, а андрогинные картинки кажутся менее человечными, и, в свою очередь, вызывают меньше доверия.
Ненависть к тучным
Команда из Университета Британской Колумбии утверждает, что нашла научную причину, по которой многие люди терпеть не могут людей, имеющих избыточный вес. Они предполагают, что худые люди испытывают эту неприязнь из-за древних опасений, что они имеют дело с больным человеком.
Исследователи обнаружили, что некоторые люди при одном только взгляде на тучного человека чувствуют отвращение. Это связано с тем, как эволюционировал мозг наших предков, чтобы реагировать на внешние признаки болезни, например, сыпь и раны, чтобы избегать бактерий и вирусов. К сожалению, набор этих сигналов также включает и чрезмерный вес. Антипатия к тучным людям является мощным предубеждением в современном обществе. Как обнаружилось, самое сильное чувство отвращения толстякам испытывают люди с ярко выраженным страхом перед любыми болезнями. Например, они также всегда обеспокоены, когда люди рядом с ними чихают, не прикрывая рот.
Тлеющая ненависть в «ждущем режиме»
Согласно мнению учёных, больше всего на свете люди ненавидят ждать. Будь то загрузка фильма из сети, очередь на кассу магазина или чаяния перед лифтом в офисном центре — всё это жутко бесит. Исследования показывают, что большинство людей в среднем на 36% переоценивают то, как много времени они провели в ожидании того или иного события. Увеличивает стресс от этого процесса неопределённость, а обратная связь в виде таймера или всплывающих сообщений, отображающих, сколько времени осталось до конца, улучшает опыт ожидающего.