Бальзаминова: «Разве ты что-нибудь во сне видел?» Бальзаминов: «Вдруг вижу я, маменька, будто иду я по саду; навстречу мне идет дама красоты необыкновенной и говорит: «Господин Бальзаминов, я вас люблю и обожаю!»»
Мужчины
Что о себе говорили мужчины?
Да чего только не прочитаешь! «Дамы, откликнитесь, и вы возблагодарите судьбу!»
Прежде всего, представлялись. Кавалеристы, купцы, коммерсанты, фабриканты, помещики, часовые мастера, инженеры, зубные врачи, фармацевты, заслуженные пенсионеры, оперные баритоны, моряки и даже «простого звания». Много студентов. «Не пью, не курю» — указывалось часто. Конечно, только у мужчин.
Частым добавлением было «не картежник». (Темы, видимо, больные уже для того времени.) И непременно умеющие танцевать и музицировать. Нет, танцевали не все, конечно. Но музицировали опять же поголовно. И нигде не указывается, то, что сейчас можно встретить и порадоваться: дескать, с руками, все умею делать, и дом построю, и отремонтирую. Видимо, те, кто «все умел делать» и делали тогда, не подавая объявлений — другая социальная прослойка. Или класс, как сказали бы раньше, или страта, как сказали бы сейчас.
Мужчины чаще указывали свою национальность. По умолчанию — русский, а так — грек, еврей, грузин, поляк. Вероисповедание — также указывалось: лютеранин, католик. Состояние здоровья отмечали практически все, но только в плане «здоров».
Требования
Требования, как и сейчас, слегка отличались. Кому нужна была спокойная и домовитая, кому — некая «аристократка духа» или «артистка в душе любого жанра, поскольку сам артист». Но в целом пожелания были вполне естественные. Например, очень часто нужна была «любящая деревню» — а какая еще требуется постоянно живущему и хозяйствующему в своем имении мужчине? Он в своем «медвежьем углу», одинокий, разведенный «за нелюбовь к светской жизни». Хочется верить, что нашлась сочувствующая душа и сопутствующая судьба.
Встречаются выражения, знакомые нам и сейчас. Требуется «девушка без прошлого», например. Меня всегда развлекала эта фраза. Поныне ее можно встретить в мужских объявлениях о знакомстве. Ну, совсем без прошлого, чистый лист, даже свой период пубертата она не мечтала, не влюблялась безответно, по-девичьи. Самое забавное, что женщины часто о себе указывали, что они и есть «без прошлого», но при этом одновременно могло прозвучать, что и «без предрассудков». Встречались мужчины более снисходительные: можно «даже с прошлым, чем больше пережила жизненных толчков, тем лучше».
А есть и вовсе специфические, иной раз чуднЫе пожелания: женюсь на «чистой монархистке», или мастерице шляп, или «чтобы любила одеваться по журналу», или «чтобы могла быть полезной при торговле». Неожиданное пожелание — умение ездить на велосипеде.
Были и вовсе «продвинутые». Однажды в объявлении прозвучало сакраментальное: «ценю в браке взаимную свободу личности». Некий искатель счастья сообщает о себе, что он демократ и желает построить «идейное счастье». «Мистический анархист» призывает вместе дерзнуть познать всё.
Очень интригующе прозвучало: «Отзовись! Не бойся, — если твой идеал поруган и разбит, мы вновь зажжем лучезарные сны, сны юности и счастья!.. Я молод, интеллигентен; отвечай, жду!». Эх, мне никто никогда не говорил: если твой идеал поруган, то я возверну тебе лучезарный сон. И хорошо, что не говорил, я бы даже не нашлась, что ответить. Поруганный идеал — экое дело! На то они и идеалы, что бы периодически быть поруганными и разбитыми.
Умиляет простота помыслов некоторых претендентов: немец-органист ищет с целью брака или очень богатую даму (при этом все не важно), или очень хорошенькую молоденькую. Были суровые господа, которым требовалась достойная особа «действительно из общества (а не интеллигентка или служащая)». Почувствовали разницу?
Зато как приятно «слышать» от мужчины по нашим временам «далек от всякой пошлости». И хочется ему верить, как хочется верить, что готов составить счастье. Интересно, что мужчины часто честно указывали свой доход (а также даже стоимость недвижимости). Но чаще ограничивались лаконичным «смогу содержать». И еще: мужчины часто определяли свои намерения не просто как «серьезные и честные», они говорили «мои намерения святы».
«Я был женат, но неудачно» — без желающих обсудить скорбное прошлое тоже не обошлось.
Блеф, блеф, не вчера он вошел в дела сердешные. «Ищу богатую вдову, но и сам не беден, а скоро получу еще миллион, а через неделю уезжаю за границу. Где ты, откликнись!»
Альфонсов тоже хватало. Заезжий дворянин желал вступить в брак с богатой, предпочтительно пожилой особой. Пожилой барон без средств и без детей предлагает брак вдовушке, имеющей детей, при этом может их узаконить, но титул вот передать никак не может, заранее предупреждает. Скульптор желает невесту с большим приданым, поскольку у него грандиозные планы. Скульптура — это достаточно накладно. Директор банка желает любую, хоть с физическими недостатками, но богатую. Или инженеру ничего не важно, даже деньги не нужны, но нужна протекция на солидный завод…
Просто «крик души»: «Чудное видение! Я верю в Тебя! Приди! Будь другом-женой и дай возможность окончить университет». Взамен же всеми предлагалось отдать все сокровища своих признательных сердец. Да, меркантильность некоторых мужчин прослеживается не менее четко, нежели меркантильность некоторых женщин.
А может, тоже зря грешу на людей, и все это в порядке вещей? По традиции всех брачных объявлений всего существующего огромного периода времени — интерес к экономическому положению будущего супруга обязателен. Это было нормой 300 лет назад, это было нормой 100 лет назад.
Вот как раз в недавнее время — этот интерес старались минимально прикрыть. Особенно в советскую эпоху, когда появились первые брачные объявления в печати («Литературная газета»). Начиналось все предельно скромно и «бессребренно». Например, одинокий мужчина-домосед (физические данные коротко), гуманитарий (или технарь) познакомится с блондинкой до определенного возраста, любящей театр. Или одинокая мама — просто с непьющим и работящим. Без затей.
Сравнения, конечно, сами собой напрашиваются. Те, кто читал (или писал) «современные» профайлы на сайтах знакомств, могут найти намного больше общих черточек с дореволюционными объявлениями. И совершенно не факт, что сегодняшние уж как-то сильно циничнее. Все — разные, как разными были объявления и век назад.
Человек всегда стремился найти человека. Побуждения у всех были разные, но главным оставалось избавление от чувства одиночества и надежда на счастье. Как 315 лет тому назад, как 100 лет назад, так и сейчас.