Место для рекламы

Парадоксы толерантности

Толерантность — весьма распространенный термин, используемый в последнее время чрезвычайно активно, как в научном обороте, так и в политике.

Призывы к толерантности есть в российских правовых и законодательных документах. Например, в Распоряжении Правительства Р Ф от 17.11.2008 номер 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в разделе 9 «Молодежная политика» заявлено, что одним из условий инновационного развития страны является «популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция». Обратим внимание, что толерантность по какой-то причине стоит на более приоритетной позиции относительно патриотизма и служения отечеству.

В Постановлении Правительства Р Ф от 20 августа 2013 г. 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)» в части 6.
«Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы» говорится, что «Особенностью этнокультурной сферы является то, что она связана с устойчивыми национальными и религиозными традициями, поэтому основные результаты деятельности в данной сфере выражаются, как правило, в отложенном по времени социальном эффекте, в частности, в росте толерантности, изменении ценностных ориентаций и норм поведения людей». При этом не объясняется, по какой причине и ради чего ценностные ориентации и нормы поведения, заложенные в национальных и религиозных традициях, должны быть подвергнуты изменению. Почему толерантности нужно учить граждан страны исторически являющейся многоконфессиональной и многонациональной, представителей нации исконно вбирающей в себя малые народы и сохраняющей их самобытность.

Действительно ли взывания к терпению и толерантности необходимы в России для поддержания мирной среды в социуме и укрепление единства нации, или эти призывы направлены на нечто иное?

В 1952 году английский иммунолог Медавар ввел в научный обиход новый термин «толерантность», который означал ослабленную реакцию организма на проникновение в него инородных организмов, т. е. сниженный иммунитет.

Этимологически это слово произрастает из латинского «tolerantia», означающего «терпение». А что происходит с социальным организмом, который начинает становиться усиленно толерантным? Хорошо это для него или плохо, полезно или вредно, повышает этот процесс его жизнеспособность или понижает?
Очевидно, что без определенной степени терпимости к новым явлениям и тенденциям общество существовать и развиваться не сумеет.

Проведем аналогию с медициной — если способность к толерантности у организма отсутствует, то начинается отторжение любых тканей, воспринятых как чужеродные. Это не всегда полезно — например, имплантация почки или зубное протезирование станут очень затруднительны, и качество жизни организма, нуждающегося в этих процедурах, существенно снизится.
Нежелательна и обратная ситуация, когда иммунитет снижается — организм не сможет противостоять агрессивному и вредному внешнему вторжению, скажем, вирусному заболеванию, или станет неспособным бороться с собственными мутировавшими клетками, которые его в конечном итоге разрушат.

Как видно, опасны любые крайние состояния — снижение толерантности или же ее чрезмерное распространение. Если в медицине ухудшение состояния живого организма или его выздоровление сегодня легко диагностируется, то с социальными организмами все гораздо сложнее. Где та граница, за которой толерантность становится неприемлемой, за которой призывы к ней должны расцениваться как угроза целостности нации и сохранения страны?

Когда из Европы звучат упреки по отношению к России в том, что ее граждане не толерантны, агрессивны к проявлению свободы выбора и права человека на самоопределение, то возникает вопрос о том, действительно ли это так плохо?
К некоторым явлениям, получающим распространение в западном обществе, не хочется быть терпимым.

В апреле 2014 года Европарламент принял резолюцию о запрете слов «отец» и «мать» в официальном документообороте в Италии и замене их на термины «родитель 1» и «родитель 2», а еще ранее, в 2012 году, это решение было принято во Франции.

Социальная сеть Facebook, популярная и у российской молодежи в том числе, предложила своим пользователям на выбор 50 вариантов гендерной идентичности.

В конкурсе «Евровидение» побеждает, мягко говоря, необычный участник и в ответ на укоры с российской стороны за пропаганду подобной «необычности» (конкурс транслировался на территории России в прямом эфире) с Запада звучат упреки в не толерантности. Хорошо ли это — терпимо относится к возможности распространения этих тенденций в нашей стране?

Социологические исследования показывают, что большинство россиян полагают, что терпимость к людям, отличающимся от окружающих, за последнее десятилетие в России стала меньше.
Конечно, это слишком широко сформулированный вопрос, охватывающий множество сфер и возможностей отличий одного человека от другого. Но в свете описанных выше событий, такие результаты мониторинга общественного мнения даже радуют, так как остается надежда на то, что не произойдет бездумного принятия западных ценностей и нетерпимость останется на том уровне, который позволит сохранить российские традиции и культуру.

Представьте себе на мгновение следующую картину. Ваша семья издавна живет в красивом просторном доме, и вот однажды туда пришли гости, потом еще и еще. Кто-то из пришедших сделал перестановку в комнатах и провел ревизию в письменном столе, кто-то убрал старые фотографии ваших предков, кто-то заменил дорогие вам книги на те, что больше нравятся ему. Дом, хотя и продолжал формально принадлежать вам, перестал быть хранителем истории рода, а ваши дети уже впитывают новую обстановку и воспринимают ее как должное, забывая свою историю. Подобный сюжет любому здравомыслящему человеку покажется просто абсурдным и совершенно недопустимым и мало кто отнесется к такой ситуации терпимо.

Парадоксально, но мало кого беспокоят негативные процессы в масштабах нашего общего дома — России, происходящие в сфере семьи, досуга, образования, экономики. Они приводят к глубокой деформации духовно-нравственных основ отрыву от культуры, традиций и обычаев предшествующих поколений.

Попытка замены традиционных российских ценностей на противоречащие сути русской культуры западные суррогаты влечет за собой реальную опасность для российского общества. Система ценностей, формирующаяся сегодня, грозит в ближайшем будущем оформиться в общепринятую нравственную, политическую, культурную потребительскую идеологию, несвойственную менталитету русского человека и несущую угрозу безопасности России.

Опубликовала    24 мая 2014
20 комментариев

Похожие цитаты

Люди, все кто сейчас это читает, прошу отнестись к моим словам серьезно. Клянусь своей жизнью, своим ребенком, своей матерью и всем, что мне дорого, что-то, что я сейчас напишу является правдой. И если у кого-то есть выход на самого В. В. Путина, то передайте ему мое сообщение слово в слово. Итак… Я только что был в Донецкой ОГА, прошел по всем этажам, меня пустили по пропуску и разрешили обойти практически все помещения. Что могу сказать… Никаких террористов я там не увидел и близко, как и не у…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTatiyna  04 мая 2014

Зимний вечер. Ужинаем. Настя почти ничего не съела. Оставляем её за столом, сами уходим в комнату. Через 3 минуты ребёнок кричит:
— Я всё съела!
Убираясь на кухне, жена находит макароны и котлету между мягким уголком и стеной. Дочь наказана, поставлена в угол, лишена сладостей и мультиков на неделю — за враньё. Рыдая в углу, дочь интересуется:
— Папа, а что, врать никогда нельзя?
— Никогда, — отрезаю я.
12 ночи, свет погашен, жена спит, я засыпаю. Вдруг слышу с детской кровати голос, дрожащий от волнения:
— Папа, вот бежишь ты, а за тобой убийца гонится. А тут дорога на две дороги разделяется и там стоит дядя Андрей (мой друг). Ты бежишь по одной из дорог. А убийца спросит у дяди Андрея, по какой дороге ты побежал. А дядя Андрей покажет на другую дорогу, и спасёт тебе жизнь. (Далее ребёнок говорит, захлёбываясь слезами) И что, ты то же его накажешь за это?
Я был настолько ошеломлён, что даже не нашёлся, что ответить маленькой пятилетней девочке…

Опубликовала  пиктограмма женщиныС ПРямБабаБахом  16 ноя 2013

У нас во дворе живет дедушка, лет 90. Он прошел всю войну. И как-то на днях разговаривал с ним и он рассказывал о тех временах. Одна фраза мне очень запомнилась: «да, тогда было страшно, была война, было много крови, но был один большой плюс — ты знал где враг, а где друг, а сейчас тебе могут вставить нож в спину те, кого ты считал другом».

Опубликовала  пиктограмма женщиныС ПРямБабаБахом  11 сен 2015

Люди всегда уходят. Кто-то медленно, болюче, растягивая, оттягивая свой уход. Кто-то быстро, стремительно и решительно. Но люди всегда уходят. Иногда так складываются обстоятельства, иногда так просто нужно. И когда уходят, обязательно что-нибудь оставляют. Сувенир, подвеску, брошку, картину или какую-нибудь интересную штучку, что-то сделанное своими руками или то, что имело бы особое значение для обоих.

Но есть моменты, когда уходят незаметно. Ускользают. Вот так был рядом с тобой человек — а …

Опубликовала  пиктограмма женщиныIrinaAleksss  18 дек 2013

У каждого должен быть свой «укромный уголок», своё личное пространство, где мы набираемся сил, где можно побыть в тишине и восстановиться. Это «волшебное место», куда нет входа больше никому… Такое «место» не должно становиться постоянным прибежищем, отделяющим ото всех, но должно быть некой волшебной палочкой, помогающей опустошиться, чтобы затем снова наполниться. Всегда есть «место», в котором тепло в любую погоду. Это может быть дом, может быть человек, может быть «уголок» внутри тебя. Отправляйся туда когда устал, когда нужно просто расслабиться и набраться сил, тепла… А набравшись сил, отогревшись, сумей согреть того, кто придёт к тебе за теплом.

Опубликовала  пиктограмма женщиныIrinaAleksss  21 дек 2013