Евангелие о человеке
У святого апостола Луки много значимых ипостасей. Он был первым в церковной истории иконописцем и написал первую икону Богородицы. Он был врачом — в его честь монашеское имя получил будущий святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Но самое главное: святой Лука — автор Евангелия и Деяний святых апостолов.
Апостол Лука был, возможно, единственным автором Нового Завета не еврейского происхождения. По преданию, он вышел из просвещенной греческой среды. И это может многое сказать о масштабе личности апостола, если посмотреть на святого Луку глазами его современников: образованный грек бросает все и становится учеником сына еврейского плотника из Назарета. Причем учеником не ближайшим — не одним из двенадцати, а одним из семидесяти. Поступок, требующий искренней веры, смелости и самоотречения. А еще в этом — удивительный пример того, как «последние становятся первыми»: одного из семидесяти мы как Церковь почитаем и знаем лучше, чем некоторых из двенадцати. Много ли ассоциаций у Вас вызывают имена ближайших учеников Христа — например, Варфоломея или Филиппа, или Фаддея? А вот апостола «от семидесяти» Луку знает каждый, кто хоть раз интересовался Евангелием.
Особенности личности святого Луки отразились на том, как и о чем он написал свое Евангелие. Это становится понятно, если сравнить четыре канонических Евангелия между собой. Безусловно, все они одинаково значимы, ни одно из них не «главнее» другого. Но у каждого есть своя отдельная тональность.
Евангелия от Матфея, Марка и Луки — «синоптические»: это хронологический пересказ событий земной жизни Христа и его учения. А вот в Евангелии от Иоанна основной упор сделан не на пересказ, а на раскрытие божественной сущности самого Спасителя как Богочеловека. Евангелие от Марка, по преданию, написано для детей — не случайно оно самое короткое из четырех. Евангелия от Матфея и от Луки — довольно похожи: например, в них обоих приведена родословная Христа, его притчи, Нагорная проповедь. И все-таки разница между ними есть — и существенная.
Толкователи отмечают: основная тема в Евангелии от Матфея — Царствие Небесное, а в Евангелии от Луки — человек. Апостол Матфей пытается объяснить иудеям и язычникам, что жизнь после смерти — во-первых, есть, во-вторых, она такая, как о ней говорит Христос. А вот апостол Лука — возможно, единственный из Евангелистов — сосредоточился на наших с вами человеческих проблемах. Как мне здесь и сейчас жить так, чтобы Царство Небесное обрести? Каких ошибок нужно не натворить? И почему так тяжело и одновременно легко идти за Христом?
Это особенно заметно, если посмотреть на притчи Христа, которые встречаются только в Евангелии от Луки, но не упоминаются у других евангелистов. Все эти притчи — о человеке, проще говоря, о том, что такое христианская нравственность. Притча о милосердном самарянине — ответ на вопрос, кто тот ближний, которого Богом заповедано любить. Притча о блудном сыне — опыт того, как гордыня уводит от Бога, а покаяние — проводит к Нему. Притча о мытаре и фарисее — пример подлинного смирения и осознания своего места перед Богом.
Не случайно, наверное, святой Лука был врачом: обращать особое внимание на человека с его болью — в данном случае болью духовной — было в характере апостола.