Место для рекламы

Клиповое мышление

Все чаще и чаще со страниц СМИ и телевизионного экрана озвучивается мысль, что многие проблемы современной молодежи связаны с клиповым мышлением.

Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на:
- восприятие окружающего мира;
- способность к анализу информации;
- систему морально-этических ценностей. ***

Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении — окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ.

Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно. Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века — уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения. Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.

Другая сторона клипового мышления — ослабление чувства сопереживания, ответственности. Интересную мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка». «…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики — один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок — больше туда не будем ходить… Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем».

Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию. Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого — два-три абзаца — объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача — создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации. Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к жизни богемы. Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковых записей. Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники. (Самый яркий пример — «Матрица»). То есть система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей. Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем — способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда, возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров.

Как же бороться с клиповым мышлением?

В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод — это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы). В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного — обсуждение, конспектирование и т. д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

В заключение хочу привести интересный пример.
Один известный российский маркетолог, автор брендов «Дарья», «Тинькофф», «Т» и др., преподавая в МГУ, заставляет своих студентов читать современных философов — Бодрийяра, Лиотара, Фуко, Барта, Лосева, Бахтина, Мамардашвили. Он считает, что именно через их труды можно научиться выстраивать цепочку от общего к частному и стать успешным маркетологом. Смею заверить, что изучение трудов упомянутых мыслителей намного сложнее чтения русской классической литературы. И если для обладателя клипового мышления последнее является сверхзадачей, то с философией он уж точно не справится, и как вывод — вряд ли чему научится.

Опубликовала  пиктограмма женщиныPin-up  07 мая 2014
0 комментариев

Похожие цитаты

Оставайся всегда Человеком...

Мирному населению в период информационной войны. Инструкция по эксплуатации...

1. Любая война закончится.

2. В каждом народе есть разные люди, не все участвуют в войне, не нужно оскорблять всех подряд.

3. Политики договорятся, а ты останешься с тем говном, которым ты поливаешь «своих идеологических противников».

4. Во время войны врут все. Не распространяй информацию анонимную и ту, в истинности которой не уверен или не можешь проверить.
Если хочется что-то написать, пиши о том, что видишь сам.

5. Хочешь высказать свое отношение к политике — выскажи, при этом не обязательно кого-то оскорблять.

6. Не нравится мнение другого человека — выскажись об этом мнении, а не об этом человеке, чаще всего вы лично не знакомы.

7. Помни, что ненавидеть незнакомых тебе людей — это заболевание.

Опубликовала  пиктограмма женщиныПотерялась  19 мар 2014

Америка - это......

💬4311697

Америка — это когда расстреливают в школе и не только в школе
Америка — это когда мать с маленьким ребёнком была убита полицейскими за то, что не туда случайно заехала.
Америка — «это когда ты посмотрела на незнакомого человека в магазине, а он спросил, как у тебя дела», но уже отвернулся и пошёл прочь, потому что ему ПОФИГ.
Америка — это бездушные, прилепленные улыбки, с которыми совершаются «жизнерадостные» пакости.
Америка — это когда выпускники не знают половины того, что знают наши.
Америка — это самовлюбленность, доведённая до маразма
Америка — это мировая безнаказанность…(но это до срока!)
Америка — это ложь в двадцатой степени.
Америка — это Хирасима, Нагасаки, Вьетнам, Ирак, Югославия, Сирия и… теперь Украина.
Америка - это война. Война везде, кроме Америки…
Америка — это Псаки… Официальное лицо! Какое лицо — такая и Америка!

Опубликовала  пиктограмма женщиныФакелочек  17 июн 2014

Просто накипело...

Дорогие мои, сограждане! Любимые мои, украинцы! За последнее время я пересмотрела кучу роликов от, уважаемых мною, людей, деятелей науки и искусства. Слежу за ссылками и общаюсь с разномыслящими гражданами моей страны. Хочу услышать ответ на один вопрос — против кого мы «мобилизируемся»? Россия не объявляла войны Украине! Мы все за мир! И каждая русская мать такая же, как и украинская. Не надо призывать к этому россиян! Это, по-меньшей мере, глупо. Многие из вас кроме слов «оккупация», «вторжени…

Опубликовала  пиктограмма женщиныФакелочек  17 мар 2014

Скопировано с сайта "В Контакте"

«Почему же Путин, у которого есть в распоряжении 220 тысяч солдат, сотни истребителей и тысячи танков на границе с Украиной, не идет войной на Киев? По законам жанра это он должен был кричать Юлькины слова „сотру в порошок всю эту Украину, мать вашу“… Так почему он не делает этого всего? Если вкратце, ответ таков: потому что Россия — великая страна, а не подзаборная продажная шавка, замученная нереализованной манией величия. Завоевание Украины заняло бы сутки. Завоевание Грузии в 2008 году — пять часов. И в том, что этого не произошло, заслуга не НАТО, не „храбрых“ грузинских вояк или украинских бандитов из „Правого сектора“. В этом заслуга России. В том, что эти страны до сих пор существуют на карте, есть воля России. Она позволила и позволяет этому иметь место, несмотря на оголтелую русофобию, несмотря на злобу и провокации. Россия всегда останется Россией — огромной, великодушной и не злой страной. Страной, которой я горжусь.»

Опубликовала  пиктограмма женщиныМилли-Адель  15 мая 2014

Знаете… Смотрела вчера группу «Патриоты Украины» и задумалась… патриоты ли они??? На мой взгляд НЕТ… Разве могут патриоты своей страны быть против перемирия на Юго-Востоке и ЗА продолжение убийства собственного народа… где с одной стороны жители Юго-Востока, а с другой их же ребята из западной Украины??? Разве могут люди желать смерти другому человеку только за то, что у него другая точка зрения??? Вот представьте… вы разводитесь с женой или с мужем и ваш ребёнок хочет жить с ним, а не с вами… Т…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИрина  29 июн 2014