Личная жизнь дочери Терешковой
Известие, что «Чайка» родила, сопровождалось невероятными слухами. Говорили, будто девочка появилась на свет слепой, глухой, с шестью пальцами на руках и тремя ногами. И все, мол, потому, что ее отец и мать испытали на себе космические перегрузки. Зря судачили. В июле нынешнего года Елене стукнуло 39. Она здорова и очень похожа на красавца-отца. А вот жизнь ее складывалась не гладко. Только невесомость, испытанная родителями, тут не причем.
- Пока Елена росла, Валентина Владимировна возглавляла Комитет советских женщин, — говорит бывший муж дочери Терешковой. — В работе мать моей жены преуспела: говорят, ей удавалось убеждать руководителей многих государств идти на уступки советскому правительству. Но вот ладить с собственной дочерью она не умела.
До 18 лет Лена была Николаевой, как и ее папа — Андриян Григорьевич. Но после развода родителей дочка космической четы написала заявление в милицию с просьбой разрешить ей носить фамилию матери. Почему взрослеющей девочке пришлось отказаться от отца, который не переставал любить ее и после расставания с Терешковой — можно только догадываться.
— Мне не хотелось обижать маму, — говорит Елена, пытаясь объяснить поступок 20-летней давности. — Да и папа вроде не обиделся.
После развода с женой у Николаева случился инфаркт. Возможно, на его здоровье сказался и вынужденный разрыв с дочерью. Он потерял ее почти на 10 лет. Полоса отчуждения закончилась, лишь когда Лена избавилась от контроля «Чайки», выйдя замуж.
- Вскоре после свадьбы в моей квартире раздался телефонный звонок, — вспоминает Игорь Майоров, бывший муж дочери Терешковой. — Андриян Григорьевич представился и попросил разрешения поговорить с дочерью. Пожаловался, что экс-супруга препятствовала их встречам. С тех пор Лена часто навещала отца.
За что Терешкова мстила покинутому Николаеву, настаивая на смене фамилии дочери, Елена ни разу своему мужу так и не обмолвилась. По каким поводам отец с матерью ссорились, она обсуждать тоже не хочет, но признает: взаимопонимания в семье не было.
- Оба — герои Советского Союза, оба — публичные занятые люди, каждый по характеру — лидер. Уступать друг другу не умели, — старается она оправдать родителей.
С мамой маленькая Аленка виделась редко. Воспитывала ее бабушка — мать Терешковой. Между «Чайкой» и подросшей дочерью с годами росла пропасть. Это раздражало женщину-космонавтку с характером мужчины-командира.
На приемах в иностранных посольствах улыбчивая Валентина Владимировна строго соблюдала правила хорошего тона, а дома расслаблялась и, бывало, вела себя по-простому.
- Однажды Алена пришла ко мне вся в слезах, — Игорь Майоров вспоминает время, когда еще ухаживал за будущей женой. — Она пожаловалась: «Мать ударила меня по лицу с такой силой, что даже серьги повылетали из ушей!»
Но Валентина Владимировна умела быть и ласковой. Не разводясь с Николаевым, сошлась с Юлием Шапошниковым, директором Центрального института травматологии и ортопедии (ЦИТО). Именно эта, длившаяся несколько лет, тайная связь стала причиной разрыва с первым супругом. А когда разговоры о распаде звездной семьи чуть поутихли, бывшие любовники зарегистрировались.
У Елены нет оснований обижаться на отчима. После окончания мединститута она работала под его крылом в ЦИТО. Игорь Майоров помнит, как его невесту возили на дежурства и домой на служебной машине
Игорь Майоров прожил с дочерью Терешковой семь лет. А тещу видел воочию только три раза и то — до свадьбы.
С Леной и Валентиной Владимировной он познакомился в один день.
— Однажды ко мне домой неожиданно нагрянули друзья, — говорит Игорь. — Они привели с собой симпатичную темноволосую девушку. Это была Лена. Позже ребята признались, что дочь Терешковой очень просила их познакомить ее со мной. Около подъезда нашу компанию ожидала черная «Чайка» — служебный лимузин космонавтки. Мы покатили в «Звездный». Я понял, что в городке царила ее безраздельная власть. Представьте себе: специально для меня среди ночи открыли музей космонавтики. Потом я оказался в гостях у знаменитой семьи. Валентина Влвдимировна была дома и благосклонно приняла нас.
Вторая встреча Игорю почти не запомнилась: Лене понадобилось зайти к матери на работу, в Комитет советских женщин, а он ее сопровождал. Зато третье свидание стало роковым.
- Валентина Владимировна пригласила нас с Леной на дачу без особого повода, никакого торжества и гостей не ожидалось, — вспоминает бывший зять. — Я сам был за рулем, дорогу знал плохо, и мы опоздали, всего-то минут на 20. Но едва переступили порог дома, как на нас обрушилась с упреками Терешкова, выплескивая на высоких тонах обидные слова. Я погорячился и ответил в том же духе. А потом развернулся и уехал.
Еще до этого досадного недоразумения Елена признавалась Игорю, что все ее прошлые женихи матери не нравились. «Чайка» считала, что парни оббивают порог их дома только потому, что хотят породниться с первой космонавткой, пользоваться благами ее семьи и сделать себе карьеру. Игорь же сам ходил в завидных женихах. Его отец — Алексей Майоров — в те годы возглавлял представительство Аэрофлота в Швеции, а прежде руководил правительственным авиаотрядом и был личным пилотом четырех генсеков — Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачева. (Статью об известном летчике мы планируем опубликовать в ближайших номерах. — Ред.) Семья Майоровых жила не бедно, поэтому деньги и льготы Терешковой парня не интересовали, да и карьеру он мог сделать без помощи «Чайки». Но из-за досадной оплошности Игорь попал в немилость.
Елене к тому времени исполнилось 26 — пора бы и замуж. И девушка решилась на побег из дома. Несколько недель она скрывалась с Игорем по дачам друзей.
- Валентина Владимировна в гневе позвонила отцу в Стокгольм, — вспоминает Игорь. — Она кричала что-то несусветное: якобы я приобщил Лену к наркотикам, обворовал ее квартиру, и угрожала засадить меня за решетку. Ну, как я мог колоться или курить травку, если летал вторым пилотом в Шереметьево? Да и про воровство Терешкова наспех выдумала, надеясь задавить его своим авторитетом. Но мой отец был не из робких. И вместо того, чтобы отправить дочь к матери, махнул рукой и сказал: «Женитесь!»
Свадьба Лены и Игоря была скромной. Праздновали на квартире. Присутствовали всего
12 человек. Валентину Владимировну не пригласили.
Через два года у Майоровых родился сын Алеша.
- Елена сказала, что ни за что не покажет матери внука, — говорит Игорь. — Валентина Владимировна тоже не делала попыток помириться с нами. От нее мы не дождались ни поздравлений, ни подарков.
Тем временем космонавтка на работе часто встречалась с отцом своего зятя — у них были совместные проекты. Но ей хватало выдержки не интересоваться родными дочерью и внуком.
В 99-м году Лена влюбилась и ушла от супруга. Ее избранником стал коллега Игоря — летчик Андрей Родионов. Тогда, впрочем, как и сейчас, Елена работала врачом в медицинском центре Аэрофлота. Андрей регулярно приходил к ней на прием, во время одного из таких посещений они и сблизились.
Как-то трехлетний Алеша спросил отца:
- Пап, почему, когда ты в командировке, на твоем месте спит дядя Андрей?
К тому времени Игорь уже догадывался, что жена ему изменяет.
- Мне надоело быть нянькой своего мужа, — объясняет причину семейного разлада Елена. — У Игоря могла бы сложиться прекрасная карьера, но он ни к чему не стремился, жил только тем, что достиг его отец. А с Андреем я почувствовала, что рядом со мной настоящий и любящий мужчина.
Обманутый Игорь, расследуя историю новой любви Елены, познакомился с покинутой супругой Андрея Родионова. Сначала они подружились, а потом стали жить вместе.
- Решили отомстить нам, вот и мстят до сих пор, — посмеивается Елена.
Уйдя от мужа, она не позволяла Игорю видеться с сыном. Права общаться с ребенком ему пришлось добиваться через суд. Ему позволили встречаться с Алешей всего лишь 3 раза в месяц и только в присутствии матери.
- Моя бывшая жена хочет стереть в памяти сына мысль, что семью разрушила именно она, — считает Игорь. — Даже несмотря на постановление суда Алешу я почти не вижу: Елена всегда находит предлоги, чтобы отказаться от свидания. Наверное, она вспомнила, как Валентине Владимировна успешно удалось отлучить ее от отца, и теперь дочь успешно применяет опыт матери.
От мужа Елена ушла, забрав пару чемоданов. Поначалу они снимали с Андреем квартиру. Но мыкаться без крыши над головой любовникам вскоре надоело. Дочь пошла с повинной к матери. Так «Чайка» впервые увидела своего внука. Алеше тогда шел пятый год.
- Адвокат Елены рассказывал мне, что Терешкова не сразу простила дочь, — говорит Майоров. — Ей стало жаль внука, ведь малыш тоже испытывал неудобства, живя, где придется. Валентина Владимировна уступила Елене и ее новому супругу свою квартиру в элитном доме в Гранатном переулке.
К тому времени скончался второй муж Терешковой — Юлий Шапошников. «Чайка» осталась в полном одиночестве. А тут возвратилась дочь, появился внук, и жизнь вновь наполнилась смыслом.
Елена через четыре года после развода не отказалась от фамилии первого мужа, она по-прежнему Майорова и становиться Родионовой не торопится. Из квартиры бывшего супруга пока не выписывается. Игорь считает, что когда-нибудь она может поднять вопрос о дележе имущества. А делить в семье Майоровых есть что. Елена сказала, что у бывшего мужа четыре квартиры, не меньше трех машин, парочка дач и огромный счет в банке. Она также уверена, что разговоры о деньгах ее матери бывший супруг выплескивает в прессу вовсе не случайно. Он хочет упредить некий возможный имущественный процесс. Если супруги полюбовно не договорятся, то не исключено, что легенда о «Чайке» обрастет новыми подробностями.
В канун 40-летия своего первого полета Валентина Терешкова опровергла слухи, что ее первый брак с космонавтом Андрианом Николаевым состоялся по «заказу» Политбюро. Но подтвердила, что разрешение на развод ей давал лично Леонид Брежнев.