На этот счет в нашем обществе существуют совершенно разные мнения. Одни считают — что гордыня и гордость вещи диаметрально противоположные, другие — что это практически одно и то же. И версии относительно этих человеческих качеств отличаются у верующих людей и светских. Если почитать Библию и Святых отцов церкви, то вывод напрашивается однозначный: гордыня и гордость — слова однокоренные и суть их одинакова. Гордость есть меньшее зло, ее сравнивают с доброкачественной опухолью, а гордыню можно сравнить со злокачественной опухолью, приносящий огромный вред как самому человеку, так и окружающим его людям. Почему? Слово «гордость» состоит из целой совокупности таких неприглядных качеств, как тщеславие, самолюбие, чувство неоправданного превосходства над другими и так далее. А если заглянуть в словарь Даля, то можно еще добавить к этому определению: надменность, высокомерие, зазнайство, кичливость. Гордость, по Священному Писанию — есть начало греха. Когда-то давно, еще до возникновения человечества, самый старший ангел Денница так возгордился, что захотел стать, как Бог. К чему это привело? К войне, расколу и низвержению падших ангелов в преисподнюю. Так появилось зло. Что же хорошего в гордости — ничего. Светские же люди считают, что гордыня и гордость — разные вещи. Гордым быть, дескать, хорошо, это чувство собственного достоинства, и как нас учили в советское время: «Человек — это звучит гордо». Достоинство и гордость — вещи разные, начало гордости идет от незнания самого себя, своих внутренних качеств. Святитель Тихон Задонский пишет, что если бы человек мог познать самого себя — ему совсем нечем было бы гордиться! Человек, зараженный гордостью, ко всему оказывает презрение, свою точку зрения ставить выше других, раздражаться чужими недостатками, своих не замечая. Гордыня и гордость схожи тем, что человек, ими зараженный, себя возвышает, старшим не покоряется, смирения не имеет, советы не принимает, обиду таит, своевольничает и так далее. По светским же меркам, это как раз хорошие качества, некоторые даже жалуются, вот люди сейчас какие стали, гордости не имеют, раболепствуют перед вышестоящими, своего мнения не держат. Вот и пойми, кто прав в этой ситуации. Если разбираться в вопросе: гордость — это плохо или хорошо, то видно, что мнения на этот счет расходятся между людьми верующими и находящимися слишком далеко от веры. Гордыня же и у тех, и у других не вызывает положительных эмоций. Это как бы производная от гордости, искривленная, в разы увеличенная и обезображенная. Начинаясь с тщеславия, гордыня может дойти до невероятных размеров и довести человека до ада. И главная ее опасность — что ни один другой грех не может вырасти до таких огромных размеров, как этот. Гордыня приводит к осуждению — что есть смертный грех. А в Библии сказано, что если вы не будете судить других людей, то и сами судимы не будете. Сколько раз мы в мыслях осуждаем дела и поступки людей, думая, что мы то уж точно не такие! А потом Господь нам попускает впасть в такие же грехи, дабы привести нас к смирению. Человек, поняв это, задумывается: как избавиться от гордости, что для этого нужно делать? Обратимся к Святым отцам, которые нас учат, что добродетель, противоположная гордыне есть любовь. Если человек любит ближнего, он не будет его осуждать, не будет превозноситься над ним, а наоборот — постарается его понять, помочь и поддержать. Итак, получается, что избавиться от гордости можно с помощью любви. Любви бескорыстной, когда ты все отдаешь и ничего не требуешь взамен для себя. Когда ты делаешь добро не для того, чтобы тебе потом его вернули сторицей, а потому что любишь человека и желаешь ему только лучшего — искренне и от души. А для этого очень важно видеть в каждом человеке то хорошее, что в нем есть, а не выискивать недостатки. И тогда постепенно, шаг за шагом, можно будет победить в себе гордость и возвышение над другими людьми.