Лубянский генсек
Тридцать лет назад в эти дни страна прощалась с Леонидом Брежневым. КПСС возглавил Юрий Андропов — экс-глава КГБ. Его недолгое правление запомнилось чистками в торговле, облавами на прогульщиков и водкой по 4 рубля 70 копеек — «андроповкой».
Будут гудеть все заводы… Страна прощалась с Леонидом Ильичом, как когда-то с другим Ильичом, Владимиром. Родителей дома почему-то не было, и мы — я, четвероклассник, вместе с первоклашкой-сестрой — пошли слушать гудки. На улице было совершенно пустынно, страна прильнула к экранам, и вдруг со всех сторон затрубило.
Брежнева в народе любили. Да и сделал для страны он немало. Это в последние годы жизни шамкающий генсек вызывал лишь жалость и кривые ухмылки, а в расцвете своей политической карьеры — в начале 70-х — Леонид Ильич, как бы сегодня сказали, «зажигал». С треском выпер американцев из Вьетнама, организовал несколько «народных» революций в различных уголках планеты, при нем реноме СССР на международной арене достигло максимальной отметки. Еще бы побольше слушал своего мудрого премьер-министра — Алексея Косыгина, — цены бы ему не было. Но с руководителем правительства у генсека были непростые отношения.
Народ по доброй воле покупал портреты Брежнева, вешал их дома и на работе, особой популярностью пользовались парадные, в маршальском мундире и с огромным «иконостасом». Над количеством геройских звезд, конечно, подшучивали, но беззлобно. И когда на место этого человека широкой души пришел аскет-чекист, многие испугались.
Прежде всего перетрусила верхушка. Еще в 70-е Юрий Андропов развернул масштабную борьбу с коррупцией, на этой почве он крепко схлестнулся с главой МВД Николаем Щелоковым, который не терпел, когда в его дела кто-то лезет. Комитетчики вскрыли немало случаев, когда милиция, как сегодня говорят, «крышевала» воров, а министр внутренних дел не терпел, когда выносят сор из избы. Противостояние двух силовых ведомств тянулось годами. После смерти Брежнева была даже опасность, что оно перерастет в вооруженный конфликт. Но, к счастью, этого не произошло.
В конце 70-х — начале 80-х именно чекисты, а не МВД или ОБХСС, стали теми людьми, которые пытались встать на защиту страны от ее же властителей. Обладая всей полнотой информации о реальном положении дел, они не закрывали глаза на то, что творится, и докладывали обо всем шефу. Андропов, как только пришел к власти, тут же принялся «закручивать гайки». Проворовавшихся торгашей и чиновников начали ставить к стенке — жесткость, ошеломляющая по тем временам; прижали региональные элиты, в которых уже вовсю процветали националистические настроения. Многие помнят, как вылавливали прогульщиков на улицах и в банях, стали бороться с «несунами». В народе поговаривали, что возвращается «порядок», который был при Сталине, но в возрасте 69 лет Юрий Андропов внезапно скончался.
Согласно официальной версии, причиной смерти советского лидера стал отказ почек. Но, по странному стечению обстоятельств, в тот момент, когда это произошло, у постели больного не оказалось врачей-реаниматологов, дежурил простой терапевт. Совершенно очевидно, что смерть генсека была выгодна советской партийной верхушке, для многих представителей которой Андропов уже заготовил ордера на арест. Впрочем, то, что Юрий Владимирович был тяжело болен, тоже нельзя забывать. Возможна и совершенно естественная причина смерти.
Вспоминая Юрия Андропова на посту руководителя страны, нельзя обойти вниманием эпизод с корейским Boeing-747. 1 сентября 1983 года в небе над Камчаткой произошло крупномасштабное столкновение советской и американской авиации. По официальной версии, нарушителей просто прогнали восвояси, но французский журналист Мишель Брюн в своем расследовании утверждает, что тогда русские сбили несколько самолетов военной авиации США, в том числе считавшийся неуязвимым Lockheed SR-71 Blackbird. Сам «Боинг» был подорван южнее Сахалина, СССР к его гибели никакого отношения не имел, причем вся информация на сей счет у советского руководства была. Но по какой-то причине Советский Союз не стал разыгрывать явно выигрышную карту, не поднял международный скандал. Чем именно американцы пригрозили Юрию Андропову, обнародованием каких скандальных фактов, — этого мы, наверное, уже никогда не узнаем.
Андропов был тем человеком, который выдвинул в Политбюро Горбачева. И вся идея перестройки, которую молодой генсек безбожно извратил, была придумана старым комитетчиком. В стране предполагалось навести порядок, не более того, очистить ее от воров и жуликов. Но нашлись западные советчики, и государство полетело к пропасти.
Кстати, Юрий Андропов — и не Андропов вовсе, его настоящая фамилия Флекенштейн. Андроповым он стал по фамилии своего отчима, какова же его национальность, спорят до сих пор. Впрочем, национальность — дело десятое. Кем бы ни был Юрий Владимирович, большинству он запомнился государственником, который всю свою жизнь — в меру собственных сил и разумения — стоял на защите Родины.