Дега и женщины: любовь или ненависть
Сто пятьдесят работ Эдгара Дега, на которых запечатлена обнаженная женская натура, впервые собраны вместе в парижском Музее Орсе.
На выставке «Дега и обнаженная натура» представлены картины, пастели, рисунки, монотипии и скульптуры, созданные на протяжении полувека. «Как ни странно, до сих пор этой стороне творчества Дега не было посвящено ни одной большой выставки, — сказала „Культуре“ ее комиссар Ксавье Ре. — Но именно эта тема помогает нам понять эволюцию художника от классической традиции к современной живописи начала ХХ века».
Однако даже нынешняя экспозиция не дает ответа на вопрос, который искусствоведы обсуждали все минувшее столетие: «Любил ли Дега женщин?» Это по-прежнему остается загадкой. Дело в том, что в молодые годы художник подцепил в борделе сифилис, который в те годы был настоящим бичом богемы. «Дурная» болезнь так шокировала его, что он, выздоровев, стал относиться к прекрасному полу с отвращением.
Возможно, именно поэтому Дега никогда не связывал себя узами брака, и если верить его переписке и свидетельствам современников, любовных романов у него почти не было. До конца жизни с ним оставалась только его домоправительница Зое. Поэтому некоторые биографы усматривают в его поведении признаки нетрадиционной сексуальной ориентации. Как бы там ни было, Дега с маниакальной настойчивостью рисовал женщин, которые принимают ванну, вытирают тело, сушат волосы, причесываются, одеваются.
По всей видимости, большинство его моделей были проститутками. Да и сам художник, судя по названиям его работ, не делал из этого тайны: «Комната в борделе», «В ожидании клиента», «Сцена в доме терпимости», «Серьезный клиент», «Биде», «Изнасилование» и т. д. Нет, он не восхищался женским телом, но разглядывал парижских гетер то с сочувствием, то с иронией, то с осуждением.
Над работами Дега, описывающими трудовые будни жриц любви, иронизировал Пабло Пикассо в своих графических листах, которые называл: «Дега платит и уходит. Шлюхи не делают ему подарков», «Пока путаны отдыхают, Дега мечтает».
«Я слишком часто смотрел на них, как на животных», — однажды признался с присущим ему цинизмом Дега. Обнаженная натура не раз служила лишь декоративным элементом в его композициях. Обычно он рисовал обнаженные модели со спины и крайне редко — их лица. Но что бы ни изображал Дега — обитательниц борделей, дам полусвета, балерин, прачек, скачки, театры, кабаре, кафешантаны, — он хранил верность завету Доминика Энгра, которого считал своим духовным отцом. «Молодой человек, — наставлял он молодого Дега, — рисуйте линии — с натуры и по памяти, и вы станете хорошим художником «.
В отличие от своих подельников — импрессионистов Эдгар Дега предпочитал творить не на пленэре, а в мастерской. По его словам, он любил видеть пейзаж только из окна поезда.
«Я хочу наблюдать за происходящим через замочную скважину», — любил повторять мэтр, излечившись от сифилиса. Неслучайно директор Музея Орсе Ги Кожеваль называет его вуайеристом. Впрочем, это не помешало Дега стать, по словам самого Ренуара, «самым революционным художником новой живописи».