Бегство в рай
В мадридском музее Тиссена-Борнемиса открылась выставка «полинезийских» работ Поля Гогена.
В октябре одна из крупнейших галерей мира — музей Тиссена-Борнемиса — отмечает 20-летие. К собственному юбилею музей подготовил выставку — «Гоген и путешествие в экзотику».
В экспозиции представлено 111 полотен (масло, графика, акварели, рисунки, эстампы): 33 работы самого Гогена, остальное — произведения его не менее знаменитых последователей. Устроители выставки попытались показать гогеновское творчество как толчок к развитию примитивизма и экспрессионизма в европейском искусстве ХХ века: французский фовизм, немецкий экспрессионизм, русский абстракционизм питались идеями Гогена. В живописи наблюдался настоящий бум полинезийских, африканских и прочих экзотических мотивов. Картины, созданные Полем Гогеном в Полинезии, на Таити, — начало эпохи художников-экспериментаторов, таких как Эмиль Нольде, Анри Матисс, Василий Кандинский, Пауль Клее и Аугуст Маке. Все они также представлены в экспозиции.
Побег художника на Таити в поисках рая — собственно, и есть тема выставки. Помимо законченных картин, представлены эскизы, выдержки из дневников, фотографии, старая кинохроника, книга о Таити, которую Гоген — по собственному же признанию — написал для того, чтобы было проще понимать его живопись.
По словам Паломы Аларко — куратора выставки и шефа коллекции современной живописи музея Тиссена-Борнемиса, специально для мадридского показа были привезены полотна Гогена и его последователей из крупнейших музеев мира — таких как музей Фонда Бейелер (Швейцария, Базель), Венская галерея Альбертина, Музей изобразительных искусств Будапешта, Национальная галерея искусств Вашингтона. ГМИИ имени Пушкина предоставил работу Гогена — «Матамое. (Смерть. Пейзаж с павлинами)», относящуюся к первому периоду жизни художника на Таити. Из Метрополитен-музея прибыли «Две таитянки», а из Музея Фолькванг (Германия, Эссен) — «Девушка с веером». Фонд Эмиля Нольде предоставил шесть акварелей художника-экспрессиониста из серии, созданной им в 1913—1914 годах, после поездки в Южное полушарие в составе медицинско-демографической экспедиции. Из Национального центра искусств и культуры имени Жоржа Помпиду привезены четыре «тунисские» картины Василия Кандинского, написанные им во время путешествий по Северной Африке.
Мать Поля Гогена, как известно, была из Перу, и до семи лет мальчик прожил в Лиме. Экзотическая природа, памятники цивилизации инков, национальный колорит наложили отпечаток на все его мировоззрение. Собственно, эти образы не отпускали его до самой смерти. В погоне за детскими мечтами он и стремился все время куда-то вдаль — это были отчаянные попытки поиска другой, «настоящей» жизни. В итоге в 1891 году художник сбежал от цивилизации, которую считал «болезнью», во Французскую Полинезию, на Таити, где наконец сбылась его мечта «слиться с природой». Там, в потерянном земном раю, Гоген за один только 1892 год напишет 80 полотен, составляющих сегодня золотой фонд коллекций ведущих музеев мира. В 1893 году Гоген возвращается во Францию, где пробудет два года, а в 1895-м — из-за болезни и отсутствия средств — навсегда уезжает в Океанию. Художник берет в жены молодую таитянку и вдохновенно работает до самой смерти в 1903-м. Это были самые тяжелые его годы (Гоген заболел проказой и сифилисом, жил в бедности, страдал от депрессии), но вместе с тем и самые счастливые — именно тогда он создал свои лучшие полотна.