«Причинить добро» старушке С завидной периодичностью в социальных сетях появляются записи в духе святочных рассказов от первого лица: как автор встретил в магазине бедную старушку, оплатил ее покупки или защитил от хамства персонала, выслушал историю о непростой жизни, если девушка — плакал, если мужчина — пообещал не оставлять в будущем… Встреча Почти две с половиной тысячи перепостов за последние сутки с небольшим набрала запись Камила Магомедова «Сегодня в магазине обратил внимание на бабушку — долго выбирала консервы подешевле. Обратил внимание, что в плюс 2 градуса она была в резиновых тапочках… Подошел, встал рядом, помог разобраться с ценниками, потом повел по магазину, кидал в корзину все, что попадалось на глаза.) Купили ей полную корзину продуктов, а она причитала: „Ой, не надо, меня на кассу не пустят, они знают, что у меня нет денег“. Когда поняла что это не шутка, что я все оплачу и что можно взять все, что ей хочется, взяла сливочное масло и рис. СЛИВОЧНОЕ МАСЛО И РИС!!! Спросил, чего дома нет из продуктов, чтобы понять, что еще взять. Оказалось, что дома вообще ничего нет. Когда кинул в корзину пару плиток шоколада, в глазах появилась такая детская радость… у сестренки 3х лет такие же глаза, когда шоколадки разрешают есть… Шоколад бабушка очень любит, только вот покупать его накладно уже 6 лет как. Не знала, что делать, пока до кассы шли, — то отказывалась брать продукты, то говорит „тогда скажите, что Вы мой племянник, а то нас не пропустят на кассе“, то благодарила и крестилась. Раз она так боялась кассы, мне было очень интересно найти того урода, который, когда-то ее не пропустил на кассе с ее-то покупками: 2 консервы и хлеб. 120 рублей. Она не выходила из дома месяц. Ела консервы, они закончились пару дней назад. Такими блестящими глазами мне говорила: „Вы знаете, сынок (так и называла на Вы и „сынок“), я, когда из дома выходила, просила Отца небесного послать мне 100 рублей на еду. Я иногда нахожу деньги на дороге, а Вы мне вон сколько купили“. Я иду и мне стыдно. Отвез домой, поднял продукты…» Этот сюжет (продолжение его ниже) недаром так нравится пользователям социальных сетей. Мне и самой нравится, чего уж там. Для ясности будем считать, что все именно так и было. Правда, в рассказе Камила я слишком ярко вижу жанровое родство с историями, точно так же заботливо распространявшимися по френдленте в последние годы с завидной регулярностью. Святочный рассказ для пользователей «Фейсбука» и ЖЖ… Сказка ложь, да в ней намек Не так давно (поисковик выдал октябрьские записи, хотя оригинал текста странствовал по сети гораздо дольше) тысячи человек поделились похожим рассказом о бабушке, покупавшей апельсины в «Зеленом Перекрестке». Неравнодушный автор (это распространяется то с женского, то с мужского аккаунта) защитил или защитила бабушку от хамства кассирши и упаковщицы, а оказавшийся рядом директор магазина оштрафовал всех виновных и велел каждую неделю привозить бабушке продуктов на две тысячи рублей. Святки, чудо, «а справедливость таки есть» как вывод из рассказа. Хамящая кассирша, для полноты картины, «понаехавшая» из Средней Азии, не находящие в себе сочувствия к ветеранам нувориши, разумеется, в брендовой одежде и с силиконовыми губами, а директор магазина, как и положено в сказках доброму волшебнику или вышедшему «в народ» прекраснодушному монарху, — скромный и незаметный молодой человек. Найти тысячи копий этого текста нетрудно по ключевым словам «Зеленый Перекресток, спортивное дерьмо от Армани, силиконовая девица, кассирша, бабушка, управляющий» и т. п., а от своего имени, например, текст разместил Алексей на «Фейсбуке» и, например, Антон в ЖЖ: — без указания источников. Насколько я помню, тысячи репостов набирала запись от лица девушки. Значительно труднее найти в интернете запись журналистки, обратившейся в «Зеленый Перекресток» и убедившейся, что история — не более чем красивая и назидательная сказка. В тот период в магазине не было акции «апельсины по 29 рублей», а бабушка из записи пришла туда за ними. В той смене в довольно пафосном магазине не было ни одной кассирши из Средней Азии. Управляющий всей торговой сетью вряд ли мог быть назван «молодым человеком». Наконец, в торговой сети соблюдается Трудовой Кодекс Р Ф, и просто так мановением руки наложить штрафы на участников конфликта не может даже управляющий всей торговой сети. Признаюсь, что несмотря на довольно большой набор вбитых в поиск ключевых слов, я не нашла запись, опровергающую красивый сюжет: искать по «Фейсбуку» вообще трудно. Поверьте, она была. Да, бабушек (и не только) надо защищать от хамства. Может быть, красивые сказки — тоже способ воспитания в читателях желания защищать бабушек и оплачивать им продукты. Только обычно в социальных сетях, если автор пишет «я вчера был в магазине и т. д.», то его читатели думают, что это он и правда живьем стоял днем раньше в магазине и кого-то встретил, а не что он решил написать трогательную и назидательную сказку. И вот вы увидели несчастную бабушку… Камил Магомедов, чью историю распространяют прямо сейчас, сделал очень много: он не только оплатил бабушке продукты, но и занес их ей в квартиру, и дал слово не оставить бабушку в будущем, в том числе попробовать системно решить ее проблему с обменом жилья на более бюджетное. «Сын умер 6 лет назад, осталась одна… Поднял продукты, прошел в квартиру. На полу картон, на кухне вырвана вся бытовая техника (видно, что именно вырвана из кухни, и боковины кухни поломаны). Объяснила, что это невестка и сестра бабушки вместе сразу после смерти сына вынесли всю мебель, всю технику и больше не появляются — ждут, когда бабушки не станет, чтобы заняться квартирой… Сестра ее звонит раз в полгода узнать, умерла она или нет. И каждый раз, когда „родственница“ слышит, что бабушка еще жива, проклинает ее и кладет трубку. У нее есть внук, невестка, которая так же ждет, когда она нас покинет. В общем, товарищи родственники, не дождетесь. Будет у бабушки все хорошо. И еда, и одежда, и в санаторий поедет…» Разумеется, такие родственники бывают, так же как и хамящие кассирши в магазинах. Разумеется, доверчивые бабушки, приводящие в квартиру впервые увиденного мужчину, бывают во множестве (и пускают к себе в дома мошенников, продающих им неведомые — и счастье еще, если безвредные — плацебо или бессмысленные «бытовые приборы» за десятки или сотни тысяч рублей). Не ставя под сомнение конкретный сюжет (и не пытаясь среди ночи проверить его), снова заметим, что он слишком легко разбирается на сказочные роли злых и добрых героев. Там хамящие продавщицы, здесь — подлые родственники (а заодно надо упомянуть, что бабушки, рассказывающие первому встречному подобное о родных, далеко не всегда рассказывают правду, хотя и сами верят в то, что рассказывают: разнообразны расстройства, которых и мы рискуем не миновать в этом возрасте). Конечно, если вы встретили явно нуждающуюся бабушку и уверены, что она готова принять помощь, то, действительно, следует не просто предложить ей купить дополнительные продукты, но и донести их. Сразу встает вопрос и о том, готовы ли вы потратить на это достаточно времени, и о том, готова ли бабушка пустить домой незнакомого человека (и, нередко, предъявить благодетеля домочадцам). А если бабушка — не ветеран или не нищая? Обиженные миром бабушки обязательно оказываются ветеранами — не войны, так космонавтики. Весной 2012 года всем интернетом бросились помогать продававшей вязаные платки в метро 89-летней старушке Анастасии Григорьевне Глазковой. Молодые волонтеры ходили к ней домой, восхищались медалями, слушали историю о подвиге — взорванном вражеском пароме… Расследование тогда проводили журналисты «Комсомольской правды», называя бабушку то Анастасией, то Антониной. И беда не в том, что бабушка оказалась тружеником тыла, а не героем фронта (труженикам тыла вряд ли было много легче, да и помощи заслуживают все, в том числе родившиеся после Победы). Беда в том, что платки, которые бабушка якобы вязала с утра до ночи, ей выдавала сравнительно молодая женщина, ежедневно привозившая ее на точку торговли. Жалостливые блогеры стали жертвовать за платки двойную и тройную цену, но «хозяйку» бабушки это внимание и щедрость почему-то не порадовали: сборища в метро стали привлекать внимание полиции, и бабушка стала то и дело исчезать со своего места. Позитивное содержание истории постарались раскрыть журналисты «Московской правды» — они встретились с автором записи о бабушке Ирэной Молчановой («Ирэночка Мультипаспорт») и с самой бабушкой, написали, что Анастасия Григорьевна не бедствует и даже отказывается от услуг соцработника. Написали и о созданной на волне энтузиазма в деле спасения стариков группе в «Контакте» «От сердца людям» — сейчас в ней более 5 тысяч человек и ее «стена» обновляется раз в неделю-две, хотя гораздо менее понятна, чем страницы других известных групп подобной тематики. В обсуждениях вопрос «продолжают ли навещать бабушку с Белорусской» датирован августом 2012 года и не имеет ответа. Оставим проверку работы группы «От сердца людям» за кадром рассуждений о «святочных» рассказах в социальных сетях — поскольку речь здесь и сейчас не идет о перечислении денег. В истории «из магазина», распространяемой сегодня, Камил Магомедов пишет не о ветеране войны — так хоть о ветеране космонавтики и певице Большого театра. «Научный сотрудник, кандидат наук. Пела в Большом когда-то. Посмотрел на фотографии из далекой молодости — какая была красивая женщина! И такая старость…» Этой весной «вала» помощи от читателей социальных сетей удостоилась также поэт и переводчик Галина Сергеевна Усова, продававшая у метро в Петербурге свои книги. Ей бросились подавать на бедность, и со страниц «Аргументов и фактов» бабушка доказывала, что не голодает, а хочет донести свое творчество до читателя. Тогда ей организовали творческий вечер, на который пришли примерно 40 человек… О Галине Усовой есть статья в «Википедии», ей посвящены группы в «Фейсбуке» и «Контакте». А если не ветеран, не поэт, не научный сотрудник и не пела в театре? Помогать все равно нужно, а святочный жанр соблюсти труднее: контраст не получается. Эти записи со слезами на глазах Камил Магомедов, к счастью, не пишет, что плакал, — ограничился комментарием «мне было стыдно». Плачет автор записи, которую распространяют сейчас с чуть меньшим энтузиазмом — с фотографиями бабушки, продающей у метро Марксистская в Москве небольшие картины акриловой краской. «Я толкался в потоке нескончаемых, безразлично-агрессивно спешащих людей, когда ее заметил. Подошел, спрашиваю: „а почем картины, бабуль?“ А она посмотрела на меня снизу вверх с накатившимися на глаза слезами и расторопно так, по-деловому принялась дрожащим голосом устраивать презентацию своих творений… Я отдал деньги, взял в руки картинку и еще немного поговорил с ней .И вдруг к нам подходит молодая девушка и интересуется ценой картин, отвечая мне взаимной улыбкой. Я отходил от них со слезами на глазах. мое НЕбезразличие породило НЕбезразличие». Традиционно подобные записи полны упоминаний о слезах и бабушек, и их благодетелей. Что же делать? Жанровые особенности рассказов про бабушек в магазинах и метро никак не отменяют сути: нуждающемуся нужно помочь. Если человек нуждается во внимании — уделить внимание. Если в продуктах — то купить и принести продукты. Если в юридической помощи — то помочь уладить проблемы с документами. Главное — понять, какую помощь человек готов принять. В конце истории Камила Магомедова есть «рецепт», которым, в нагрузку к истории, уже поделились две с половиной тысячи человек. И если история не вызывает серьезных вопросов (она вполне правдоподобна), то «рецепт» вызывает не просто вопросы, а возражения. «Давайте каждый раз, когда видим в магазине бабушек, оплачивать их корзины. Вы эти корзины видели? Они там на 300 рублей максимум наберут сами… Просто подходим, закидываем бабушке в корзину продуктов и на кассе оплачиваем. 500−1000 рублей для тех, кто у меня в друзьях, — пустяк, а для бабушки, которой вы поможете, возможно, вопрос жизни и смерти». В историях в социальных сетях, как положено по законам святочного жанра, бабушки сначала не верят в помощь, потом плачут и благодарят. В реальности реакция пожилого человека на вторжение в его частную жизнь в духе «закидываем в чужую корзину продуктов и оплачиваем» может быть непредсказуемой. Предположим, что авторы топовых публикаций о встречах в супермаркетах со старушками просто не писали о случаях, когда бабушки жестко пресекали попытки «причинить им добро». В конце концов, если бабушка долго сравнивает разные консервы, она не обязательно выбирает самые дешевые: на банках написано много всего, и кто-то ищет срок годности, а кто-то список добавок с кодом «Е». Между прочим, если прийти в магазин в спальном районе, например, около полудня, там будет намного больше пенсионеров, чем встретит сотрудник московской фирмы, возвращаясь домой в районе 11 вечера и заглянув за курицей и печеньем. Вчера утром передо мной в очереди в кассу стояли две старушки и за мной — еще две старушки. Людей нашего с Камилом возраста в магазине в это время маловато. Несмотря на весь демократизм цен в «Пятерочке», у меня не хватит денег на систематическую оплату корзин всех пенсионеров. А главное, как предлагается выяснить за 30 секунд, оскорбит их такое вторжение или порадует. Интересно было бы выслушать рассказ самой старушки о том, как незнакомый молодой человек, комментировавший консервы, стал без «лишних» слов решительно закидывать в корзину продукты. Главное, чтобы, перенервничав, бабушка не нажила проблем с сердцем. Камил заодно с родственниками клеймит соседей бабушки по 19-этажному дому бизнес-класса: мол, человек может умереть с голоду при том, что все «в курсе». Далеко не факт, что в курсе хоть кто-нибудь. Проверить легко: если вы живете в доме похожей этажности, нужно спросить себя, сколько квартир у вас в подъезде и о житейских обстоятельствах какого процента соседей вы знаете. Помогать, конечно, необходимо. В эмоции по имени «жалость» тоже нет ничего плохого. Только желательно в момент встречи с бабушкой в супермаркете не отключать мозги и активизировать чувство такта. Предложить помощь — это уже немалый шаг. Если нужную помощь удастся оказать — это победа. Тогда на «Фейсбуке» будет полезно поделиться практическими советами. Можно заодно занести в телефонную книжку Всероссийский телефон горячей линии помощи пожилым: 8−985−862−95−02. Старики узнают о его существовании по Радио России и в передаче «Адреса милосердия» на радио «Маяк» (линия — совместный проект фондов «Старость в радость», «Адреса милосердия» и фонда семьи Тимченко). Могут узнать и от вас — достаточно списать телефон на листочек и дать пожилому человеку. Здесь могут оказать бытовую помощь, привезти продукты или лекарства, найти пусть не новый, но работающий телевизор или холодильник. Часто пожилые люди все понимают через сравнение с «тимуровцами». Хорошо бы еще не забыть самому набрать тот же номер и предложить свою помощь: «тимуровцы» — это те же пользователи интернета. Средства на инвалидные коляски, искусственные хрусталики и дрова на зиму пенсионерам из регионов, позвонившим на этот же номер горячей линии, тоже собирают те же читатели социальных сетей. Бабушке в супермаркете, конечно, лучше всего помочь самому, без привлечения фондов, раз уж Господь свел вас в одном магазине. Главное правило неизменно: не навреди. Автор: Александра Сопова Источник: Православие и Мир