В канун очередного празднования Пасхи я в очередной раз слышал множество разъяснений, споров и мнений по поводу происхождения связанных с Пасхой ритуалов. А вот, что было написано в одном из адресованных мне писем: «Владимир Петрович, наверное, многие обвинят меня в ереси, но я склоняюсь к мнению, что на самом деле Пасха не имеет к христианству никакого отношения. Что Вы думаете по этому поводу?» Всё это вдохновило меня на написание данной статьи, в которой я решил рассказать своим читателям о том, «что же я думаю по этому поводу». Я надеюсь, что моя статья не шокирует вас, но заставит подумать о многих важных вещах, связанных с религией. Хочу особо подчеркнуть, что здесь изложено не столько моё личное мнение, сколько достоверные исторические факты.
Знаете, что было написано в одной массовой газете относительно Пасхи? Цитирую: «Пасха является самым первым христианским праздником. Его история своими корнями уходит в глубокую древность». Вот вам пример вопиющего противоречия, когда последующее предложение совершенно опровергает предыдущее. Христианству всего 2 тысячи лет. А история празднования Пасхи действительно «своими корнями уходит в глубокую древность». Вот только «глубокая древность» — это вовсе не 2 тысячи лет, а десятки тысяч лет. То есть, праздновали люди Пасху с тех самых пор, когда они, люди, вообще начали что-то праздновать. Пасха — это древний языческий праздник начала посева.
Читаем дальше заметку: «Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа». Ну, если точнее, не христиане, а так называемые «Отцы христианской церкви» на первом Вселенском соборе Христианских Церквей в Никее (325 г.) «вложили иной смысл» в этот, да и во многие другие традиционные праздники. Расскажу, как же в действительности дело было.
Христианство в те времена с большим трудом проникало в умы людей, и отцы новой религии изо всех сил стремились привлечь в свою религию широкие народные массы. Зачем? Власть и деньги, всё как всегда. Поэтому отцы церкви не гнушались никакими методами, дабы вырвать народ из, так называемых, языческих религий и ввести их в лоно своей церкви. С этой целью на сходках проповедников новой религии постановили: «А переделаем-ка мы историю жизни Христа так, чтобы её ключевые даты приходились в точности на все основные языческие праздники». Гениальное решение! Народ по привычке праздновал все свои традиционные праздники, только батюшки с крестами в эти дни развели очень бурную деятельность и, в конце концов, убедили народ, что все эти праздники так или иначе связаны с житием Христа. А вот о реальном смысле этих праздников людям было предложено забыть. Предложение подкреплялось, с одной стороны, обещанием рая, а с другой стороны, обещанием пыток и костров. С раем, как вы понимаете, до сих пор не всё понятно, а вот с кострами всё было очень реально: еретиков сжигали целыми деревнями и посёлками! Более того, христианские храмы были установлены исключительно на местах бывших языческих поклонений. Это тоже на том самом соборе придумали, чтобы люди ходили молиться на привычные для них места. Многие из вас слышали, наверное, что, дескать, «церкви установлены на каких-то там особых энергетических местах»? Всё верно, люди издавна поклонялись своим богам только в районах, имеющих сильную энергетику, где связь со сверхъестественными существами устанавливалась легче. А христианские церкви были воздвигнуты именно на этих местах, поэтому в таких церквах и «чудеса» всякие случаются, и исцеления. Однако в новых храмах, которые устанавливаются, ориентируясь не на энергетику места, а на мнение главных городских архитекторов, никаких особых «чудес» происходить не может, да и «связь со Всевышним» там весьма проблематична. Впрочем, примитивные фокусы с «плачущими иконами» в таких храмах иногда практикуют, дабы привлечь паству.
Интересно, что традицию печь пасхальные куличи и раскрашивать куриные яйца в день Пасхи настоятели церкви так и не смогли уничтожить (хотя очень старались). Поэтому был запущен в оборот план «Б». Это традиционный для религии «запасной план»: что не удалось искоренить, то переиначим на свой лад. Поэтому батюшки до сих пор изо всех сил пытаются увязать пасхальные куличи и крашенные яйца с христианством, притом пояснения выдумывают: одно нелепее другого.
К примеру, так: «Значение пасхального хлеба состоит в том, что для христиан он заменяет ветхозаветные опресноки, хотя и приготовлен из дрожжевого теста». Или так: «Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской (дрожжами)». Отлично, почему бы тогда на Пасху квас ни пить, который тоже на дрожжевой закваске делается? Или пиво? А как насчёт дрожжевого яблочного пирога? Или такой бред: «В яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение живоносного гроба и воскресения Христова». Простите, какое же это отношение имеет раскрашенное куриное яйцо к гробу живоносному и к воскрешению Христа?! Вы видите связь? Лично я — нет. Ну, это уж, как говорится, «Не пришей рукав туда, куда не принято!» Вот ещё примерчик: «Пасхальное яйцо своим красным цветом может напомнить ту бесценную Кровь, которая дала нам вечное спасение». А вот, например, морковка изначально красная, так почему бы не грызть её на Пасху? А томатный сок — так и вовсе на кровь похож предельно. Яйца то ещё красить надо и, притом, не всегда они красного цвета. Просто в красный цвет яйцо покрасить легче. Ещё одна идея: «Святая Мария Магдалина, придя в Рим для проповедования Евангелия, предстала пред императором Тиберием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: „Христос воскресе!“ — и таким образом начала свою проповедь». Вот скажите, дорогие читатели, с чего бы это Мария Магдалина вдруг решила раскрасить куриное яйцо и вручить его императору Рима в качестве затравки для разговора? В чём смысл таких действий? Это нормально, как, по-вашему? Как, вообще, здравомыслящему человеку может прийти в голову идея отправиться на аудиенцию к директору Римской Империи с… раскрашенным яйцом! Что бы о ней подумал император, в конце концов? Как в такое, в принципе, можно поверить?! Продолжать перечисление этих нелепостей я не буду, вы всё это неоднократно слышали и читали.
Реальная суть в том, что пасхальный хлеб и яйца обозначают мужские детородные органы, а идея заключалась в символическом осеменении поля для получения хорошего урожая. Притом размер, в данном случае, имел большое значение: по поверьям, чем выше пасхальный хлеб, тем лучшего урожая впоследствии можно будет ожидать. Отнюдь не случайно пасхальный хлеб имеет именно ТАКОЙ вид. И относили праздничную еду не к священникам с мокрыми вениками в руках, а на поля для их символического «оплодотворения». Понимаете теперь, какой серьезной проблемой для христианских священников является адаптация такого праздника с такими-то символами к христианской религии? Идея была провальной с самого начала, поскольку этот праздник даже не имеет чёткой фиксации по времени: он имеет привязку к весеннему равноденствию и лунным фазам, а потому каждый год он выпадает на разную дату. Именно после Пасхи можно приступать к первым посевным работам, что и отражало смысл пасхального праздника во все времена. А идея, что Христос воскрес то в один день, то в другой — не кажется ли вам совершенно нелепой? Ведь Рождество, Крещение, Благовещение и многие другие религиозные праздники (конечно же, ранее бывшие языческими праздниками!) отмечаются ежегодно в одну и ту же дату.
Поймите меня правильно, я не являюсь противником христианства как религиозно-философского течения. Я подвергаю критике лишь тех самых «отцов церкви», которые занимались и занимаются популяризацией религии лживыми и отвратительными методами, извращая и уничтожая народные традиции, практиковавшиеся тысячелетиями с реальной пользой для людей. А у вас, дорогие читатели, имеется очевидное информационное преимущество: вы теперь знаете то, о чём многие другие ещё только догадываются.