По наводке Сноудена
Виктор СОКИРКО
После известных сообщений Эдварда Сноудена о тотальном прослушивании американцами всех и вся российские спецслужбы озаботились тем, как эффективнее защитить свою секретную информацию. «Культуре» стало известно, что разработан новый спецкурс по проведению специальных обследований и проверок. Проще говоря, по поиску самых современных «жучков».
Один из объектов, где предстоит искать прослушку — Главное разведывательное управление (ГРУ) Минобороны России. Как рассказал на условиях анонимности один из офицеров этого ведомства, для обучения самым передовым методам защиты информации уже отобраны восемь сотрудников.
«Грушникам» предстоит освоить ряд новейших приборов. Например, это «Пиранья» и его портативная версия СРМ-700, улавливающая «жучки», расположенные на теле. Другая новинка — «Скорпион», он предназначен для автоматического обнаружения сигналов нелегальных передатчиков и подавления их приема. Прибор «Айрис» размером с айфон и весом в 300 граммов способен обнаружить до трех скрытых видеокамер. «Грифон» блокирует радиоуправляемые взрывные устройства — он выпущен в нескольких модификациях: переносной, автомобильный и стационарный. Одна из последних новинок, запущенных в производство нынешним летом, — автоматизированная система защиты от утечки компьютерной информации по каналу ПЭМИН (побочные электромагнитные излучения и наводки).
После переподготовки специалисты проведут проверку на наличие подслушивающих устройств и других возможностей технической утечки информации в кабинетах военачальников, в зданиях, где размещаются штабы и управления Минобороны, в расположении штабов в округах, а также в ряде воинских частей и военных исследовательских институтов, носящих гриф секретности. Не исключены и загранкомандировки — для проверки, нет ли угрозы информационной безопасности в российских посольствах.
Результаты таких обследований и проверок, как правило, не разглашаются, но известны случаи, когда даже в относительно новом здании штаб-квартиры ГРУ в Москве, построенном в 2006 году, находили прослушивающие устройства.
— При выполнении работ по выявлению специальных электронных закладочных устройств соблюдается режим строгой секретности, — рассказал офицер-контрразведчик. — Даже министр обороны или начальник Генштаба не подозревает, что его кабинет «почистили» наши спецы по защите информации. Это железное правило. Умение оставлять кабинет после проверки в таком виде, чтобы его хозяин и не заподозрил, что здесь кто-то побывал без его ведомства, даже осваивается как отдельная дисциплина.
Впрочем, о наличии средств защиты информации легко догадаться. Например, когда посетители здания Минобороны в Москве жалуются, что у них пропадает мобильная связь, можно с уверенностью сказать: это работает защита от считывающих и записывающих устройств. Поскольку мобильник — даже помимо воли его владельца — может подглядывать и подслушивать.
С учетом того, что курс секретный, слушатели проходят серьезную проверку на допуск, а фамилии преподавателей курса не разглашаются. В апреле этого года восьмидневный курс информационной безопасности здесь прошли слушатели Академии Генштаба.