Откуда взялся Новый Год?
Традицию считать первым днём нового года 1 января завёл на Руси ни кто иной, как Пётр Великий, император и самодержец. Первым годом, отмеченным по-петровски, к слову, стал 1700. Всего три века прошло с тех пор. А что же было там, у самых истоков, когда славяне составляли единую культурную общность и жили, по заветам своих предков, в ладу с природой?
Действительно, существовала такая традиция — привязывать всё к природным явлениям. Вот, к примеру, зимнее солнцестояние (22 декабря): на протяжении веков с Днём зимнего солнцестояния связывалось огромное количество верований, преданий и заблуждений. В этот день многие языческие племена ранее отмечали Новый Год. Относятся ли к ним и славяне? И да, и нет.
Обратимся к учению российских родноверов: «Год начинался во время осеннего равноденствия, которое легко определялось по положению точки восхода или заката Ярилы-Солнца на горизонте при периодических наблюдениях светила».
Сейчас, согласно родноверческому летоисчислёнию, заканчивается лето 7518 от Сотворения Мира в Звёздном Храме (не путать с библейской хронологией; Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами). Заметьте: не год, но лето! Поэтому и Новый Год родноверы именуют Новолетием.
Интересна мысль одного автора-традиционалиста: «При дворе Петра Первого на русском языке почти не разговаривали, потому что он считался языком простого народа. В основном всё общение шло на немецком и голландском языках. Так вот слово Год (God) на этих языках означает Бог. То есть своим указом Пётр заставил подданных поздравлять друг друга с Новым Богом, в день Его (Христа) обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают 1 января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше.
Впрочем, на каждую теорию найдётся альтернатива. Этимологи уверяют, что «слово „год“ означает ожидание, от „годити“ — ждать (отсюда наше „погоди“). Любопытно, что в русском языке возраст маленьких деток, от которых никакой помощи ещё ждать не приходится, считают в годах, а не в летах: 1 год, 2 года, 3 года, 4 года».
Впрочем, не одно слово «год» вызывает такие прения. Вот, к примеру, ещё один термин — «календарь». Выводится от латинского calendarium, буквальное значение — «долговая книжка». Родноверы и прочие славянофилы предлагают другой вариант. Календарь, по их мнению, это искажённое «Коло Дар», то есть дар бога Коло (сравните с польским вариантом, который звучит как «Коленда»), солнца-младенца. Колядой именуется и, по всей видимости, самый древний славянский «Новый Год». Изначально Коляда приходилась на День зимнего солнцестояния и повсеместно праздновалась у славян в дохристианскую эпоху и позже. А. Стрижев в книге «Народный календарь» даёт такую характеристику главному персонажу праздника: «Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи». Христианизация славян наложила свой отпечаток, перенеся Коляду на 25 декабря и совместив её, таким образом, с Рождеством.
Архаичная традиция связывать новый год с Днём зимнего солнцестояния живёт до сих пор в некоторых казацких общинах России и Украины. Новый Год (Казацкий) празднуют в ночь с 22 на 23 декабря.
Дата начала года сменялась на наших землях не раз, и изменения в праздновании Нового Года были связаны с самыми важными историческими событиями. Постепенный переход от охоты и собирательства к земледелию, как уверяют учёные, обусловил перенос Новолетия на мартовский день весеннего равноденствия, когда славяне праздновали пробуждение природы. Центральное событие — это Комоедица (22−24 марта), праздник пробуждения медведя, олицетворявшего бога скота Велеса, покровителя домашнего скота и бога богатства. Отголоски языческой мистерии сохранились в театрализованных празднованиях Масленицы. Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой, день становится длиннее ночи, всё вокруг оживает.
С принятием христианства Киевской Русью в 990 (988) году Новолетие начало отмечаться 1 марта. Началом отсчёта послужил «день сотворения Адама» (пятница 1 марта 1 года «от Сотворения мира»).
И только в 7000 году от Сотворения Мира по библейской традиции (1492 год нашей эры) в средневековой Руси начало года было перенесено на 1 сентября. Кстати, во многих землях именно в Новый год собиралась дань, пошлины, оброки (не напоминает ли это традицию новогодних подарков?).
Немного позже начнётся переход некоторых западноевропейских (преимущественно протестантских) государств на такое близкое и родное для нас 1 января. Весьма интересный факт: Россия благодаря Петру в этом переходе шла не последней и даже опередила Англию (та перешла на новое летоисчисление только в 18 веке). Вот они — плоды европейской интеграции.