Модерн — инопланетный стиль.
Его придумали инопланетяне.
Они вообще молодцы.
Церковь Спаса Нерукотворного в Клязьме.
Снаружи — обманка, игрушка, кремовый торт с глазурью, «Марья Моревна» с иллюстрациями Билибина.
Майоликовые панно по стилистике почти не отличаются от мозаичных украшений на фасаде детского кафе «Космос».
А зайдёшь внутрь — там тоже Космос.
Настоящий, как есть.
Без символики и иносказательных увёрток.
Страшный.
Купол уходит в совершенно невозможную, недозволенную небесную глубину и там ступенчато раскрывается ледяными многоугольными звёздами.
В окнах беспросветная дождевая хмарь, свечи потушены, службы нет.
А крест у алтаря сияет себе, как ни в чём не бывало, не заботясь о том, что по всем законам оптики он этого делать не должен.
Долго стоять, запрокинув голову, нельзя — физически чувствуешь, как тебя утягивает раньше времени.
На дверях — какие-то здешние правила с оттенком простодушной гордыни: «Не забывай, что ты — самый худший и грешный из людей».
Эко ведь.
Нет бы написать: «Не забывай, что ты пока ещё мелкий шкодный сопляк, которого, если он будет продолжать в том же духе, ни за что не возьмут в Луна-парк в воскресенье»…
Впрочем, возможно, это одно и то же.
И запах, да.
Очень лунный, пыльный, терпкий, сухой.
Запах ухоженного безлюдья.
В других церквях пахнет по-другому: мёдом, воском, туберозами, тёплой сладкой затхлостью, сельским домашним раем.
А здесь от сельского рая — только садик с кипарисами и какими-то утлыми нежными загогулинами, цветущими мелким японским цветом.
Это новая церковная мода, раньше я такого не замечала.
А теперь возле каждой деревенской церквушки — неизбежный райский палисадник, засаженный чем-нибудь подчёркнуто-нездешним.
А может, это и правда кусочки того, настоящего сада пробиваются сквозь грани, но немножко хиреют в здешнем климате.
christa_eselin