В последнее время стало модным переписывать историю, А поскольку оспариваются именно героические страницы русской истории, становится понятным, что есть заказ и есть те, кто платит. Это не ново, начало было положено трудами иноземных историков-норманистов в 18 веке, которые перечеркнули всю русскую историю до 9 века и начали её с момента призвания варягов. Но были у этих историков и оппоненты, одним из них был Василий Никитич Татищев — автор первой фундаментальной «Истории Российской». В его распоряжении были источники, утерянные впоследтсвии. Невская битва или битва на Ижоре описана им довольно подробно — прочитать её можно здесь под годом 6749 (1241)
(…Пришли некие от западных стран, которые называли себя слуги Божии, в Новгород видеть великого князя Александра Ярославича, желая мир сотворить. Он же отпустил их тщетными. Слышал же сие король части римской от полуночной стороны, которые ранее варяги и готы, ныне свии именовались, и собрал силу многую, мейстеров, бискупов, свею, мурман и готов, и наполнив корабли свои полками своими, пришел в реку Неву, начал ижору и вотов пленить, желая сделать своей Ладогу, а также и Новгород и всю землю Новгородскую. Наперед же послал послов своих ко Александру Ярославичу, говоря такое: «Если не хочешь противиться мне, и вот я пришел уже, приди и поклонись, проси милости, и дам тебе, сколько хочу. Если же воспротивишься, попленю и разорю всю, и порабощу землю твою, и будешь мне раб и сыновья твои». Князь же Александр Ярославич, слышав слова сии, разгорелся духом, послал вскоре воинов собирать, а сам вошел в церковь святой Софии и пал на колени пред святым алтарем, молясь со слезами Господу Богу и пречистой Богородице дать ему помощи…)
После описания битвы он пишет
(… Когда победили корабли по обоим сторонам реки Ижоры, остатки их побежали посрамленные, а трупы мертвых своих великих воевод кинули в три корабля и потопили с ними в море, а прочим выкопали ямы и покидали их туда бесчисленно; а иные многие ранены были. Из новгородцев же на той битве пали: Константин Лагутишич, Ярята Пинященич, Нестер, Дрочило Гнездило кожевников сын, и всего их двадцать мужей пало и с ладожанами. Князь же великий Александр Ярославич возвратился в Новгород с великою победою, славя Господа Бога и пречистую Богородицу…)"
Когда я прочитал про Дрочило Гнездило кожевников сын, я ржал, наверное, минут десять.
Охренительный был мужик, похоже. он одной своей правой тренированной рукой треть шведского войска положил…
— Дорогой, как мы назовем нашего мальчика? Ярославом? А может Баяном?
— А давай назовём его Дрочило, любимая. он так похож на тебя.
— Дорогой, ты меня смущаешь… :)
Не знаю, с какого перепоя родители назвали ребенка Дрочило. или люди новогородские дали ему такое прозвище, но придумать такое, конечно, же, невозможно :)) И именно благодаря ему я уверен, что была в реальности та битва. и горели шведские корабли. и росла слава Александра.
Конечно, Татищев такое не написал бы, не будучи уверен в источниках, поскольку немцы-крючкотворы придрались бы к любой мелочи…