5. Адажио.
Прошло несколько дней с того момента, когда девушка из библиотеки передала Олегу листок. И всё это время он думал о ней. Случилось то, к чему он так стремился, и чего он так боялся. Эта девушка ему нравилась.
Олег никак не мог решить, как ему вести себя дальше. Он очень хотел увидеть её, но совсем не был уверен, что она тоже будет этому рада. Конечно, он мог купить букет цветов и подъехать вечером к библиотеке. Но он ничего не знал о ней, даже имени. Он не знал, есть ли у неё семья, вдруг она замужем, и хорош он будет тогда со своим букетом! К тому же, он ведь оставался для неё «Павлом Сергеевичем», и теперь этот небольшой обман сильно тяготил Олега.
Вечером после работы Олег включил компьютер. Сестра с дочкой на обратном пути из отпуска скоро должны были снова заехать к нему, и Олегу очень хотелось сделать племяннице подарок. Он целый день размышлял на эту тему, а тут вдруг вспомнил, что совсем недавно Лана жаловалась ему, что её любимая книжка, — сказки Виктора Сутеева с собственными иллюстрациями автора, — потерялась! Лана дала её почитать подружке, а та вместе с родителями вскоре переехала в другой город. Олег зашёл на сайт интернет-магазина и вскоре обнаружил, что таких книг, выпущенных разными издательствами, было несколько. Он внимательно прочитал описания, но так и смог сделать окончательный выбор. «Посмотрю в нашем книжном», — подумал он, «И, если понравится, там же сразу и куплю».
На следующий день вечером он оказался в отделе детской литературы центрального книжного магазина города. Продавщица была занята с другим покупателем, и Олег терпеливо ждал своей очереди, рассматривая выставленные на полках книги.
К его огорчению, нужной книги в магазине не оказалось. Олег собрался уже уходить, как вдруг случайная фраза, прозвучавшая в соседнем отделе поэзии, привлекла его внимание. «…но подскажите, пожалуйста, что мне делать? Мне очень нужны ‘Строфы Века'…». Голос показался Олегу немного знакомым, Олег повернулся на голос и увидел ту самую девушку из библиотеки.
«Это судьба», — подумал Олег и подошёл к ней:
— Здравствуйте!
Девушка обернулась и сразу же узнала его:
— Здравствуйте, Павел Сергеевич! Рада Вас видеть…
— Вы знаете, — начал Олег, — совершенно случайно я услышал Ваш разговор… В общем, у меня есть то, что Вам нужно… — он замолчал, вдруг смутившись очевидной параллелью с ситуацией из известного фильма. Девушка, очевидно, тоже заметила это, потому что с интересом смотрела на него.
— Нет, Вы меня не так поняли, — начал оправдываться Олег, — я сегодня вечером буду заказывать книги в интернет-магазине, подарок племяннице. Там есть книга, которую Вы ищете, я могу заказать её для Вас… — Олег замолчал в ожидании ответа.
— Спасибо, — они уже отошли от прилавка, и девушка повернулась лицом к Олегу, — но Вы ведь меня совсем не знаете…
— Это поправимо, — сказал Олег и осёкся…
Оба неловко замолчали. Олег — от того, что он до сих пор оставался для девушки Павлом Сергеевичем, девушка тоже почему-то отвела взгляд. Олег решил, что настала пора во всём признаться.
— Простите меня, пожалуйста, я сейчас все вам объясню, — начал он, и девушка пристально посмотрела на него, — дело в том, что меня зовут не Павел. Павел — это мой друг, он улетел тогда в отпуск, а на следующий день позвонил и попросил с особой осторожностью доставить эту книгу к вам в библиотеку. Он сказал, что Зинаиды Арсеньевны может не быть на месте. А я решил просто назваться его именем, что бы упростить дело. Меня зовут Олег. И я очень рад Вас видеть, — последнее признание вылетело само и вызвало улыбку девушки. Она почти засмеялась.
— Что ж, Олег, я принимаю Ваши извинения, — сказала она и продолжила, — и надо же случиться такому совпадению, я ведь тоже, признаюсь Вам, не работаю в библиотеке, и тогда оказалась там совершенно случайно. Я племянница Зинаиды Арсеньевны. В тот день просто зашла, чтобы забрать папку с бумагами, и Анастасия Дмитриевна, работавшая тогда, попросила заменить её буквально на несколько минут.
— Да, я не представилась… Меня зовут Марина, — добавила она.
Марина… Значит, её зовут Марина… Как красиво… И глаза у неё цвета моря…
— Так как Вам моё предложение, — Олег вернулся к первоначальной теме разговора.
— Мне оно нравится, — Марина внимательно посмотрела на Олега, — и я его принимаю…
Через час, проводив Марину, Олег возвращался домой. Они с удовольствием и не торопясь прошли по парку, любуясь вечерним городом и разговаривая ни о чём. Марина была восхитительной девушкой. Теперь он даже в шутку жалел о том, что она так молода. А может это была вовсе не шутка, и это он прожил уже слишком много лет? Разница в возрасте… Так ли она существенна, если чувства искренни? — Олег даже себе не мог ответить на этот вопрос, никогда раньше он не задумывался на эту тему. Просто не было повода. А как на это смотрит Марина? — Олега сейчас страшила даже мысль о том, для неё эта разница может вдруг оказаться непреодолимой… Будь, что будет, в конце концов, решил он для себя. Всю дорогу до дома Олег думал о девушке, о случайностях и судьбе, и, вдруг остановился прямо посреди лестничного пролёта от мысли о том, что с того самого момента, как он увидел Марину, он не сравнивал её с Катей.
Удивительно, но Олег вдруг понял, что успел уже почти забыть о Кате… В этот момент он ощутил благодарность Кате за то, что она снова появилась в его жизни. Пусть даже для того, чтобы снова исчезнуть… Она отпустила его, уйдя из его памяти. И Олегу точно так же захотелось отпустить её, он ведь догадывался, что могло твориться в её душе, и почему она не позвонила… Сейчас ему хотелось, чтобы она тоже забыла его, и чтобы она была счастлива. Прошлое прожито, нужно жить настоящим и будущим…
Книгу привезли через неделю. Созвонившись, они договорились встретиться, и в назначенные день и время Олег был возле дома Марины. Марина встретила его у подъезда, приветливо протянула руку:
— Здравствуйте, Олег!
Сегодня волосы у неё были распущены, на тоненьких металлических дужках очков играло солнце, и Олег невольно залюбовался ею.
— Вот Ваша книга, — Олег достал увесистый свёрток и передал его Марине.
— Ого! Какая огромная! — воскликнула Марина и украдкой взглянула на часы.
Олег перехватил её взгляд:
— Вы торопитесь?
Марина утвердительно кивнула:
— Извините, пожалуйста, мне только что позвонили. Через час я должна быть на другом конце города…
Он вздохнула и добавила:
— Мне нужно уже ехать…
— Так давайте я Вас отвезу, я на машине, и мне это совершенно не трудно… — Олег с готовностью распахнул дверцу.
Марина отнесла книгу домой, и они тронулись в путь. В какой-то момент разговор затих, и в салоне повисла неловкая пауза. Чтобы как-то заполнить её, Олег, не отрывая взгляда от дороги, взял наугад один из компакт-дисков и вставил его в магнитолу.
— Вы не возражаете? — Олег нажал кнопку «Play», и салон заполнили волнующие звуки «Адажио соль минор» Томазо Альбиони.
Марина слушала молча. И только когда звуки адажио затихли, она тихо произнесла:
— Это моё любимое… Спасибо Вам…
Прозвучало последнее произведение с компакт-диска, и практически одновременно с этим они прибыли к месту назначения. Марина вышла из машины и, махнув на прощание рукой, зашагала по тротуару. Олег так и не набрался смелости просить её о новой встрече.
Возвращаясь в пятницу вечером с работы, Олег обратил внимание на новую афишу. Студенты выпускного курса Московской консерватории по классу фортепиано давали дипломный концерт, и этот концерт должен был состояться в ближайшее воскресенье. Воскресенье у Олега было свободно, и он решил устроить себе небольшой праздник.
Хорошо бы пригласить на концерт Марину, подумал Олег. Неожиданно ему в голову пришла идея, и он, не заезжая домой, развернулся и поехал в сторону библиотеки.
Рабочий день уже закончился, но Зинаида Арсеньевна ещё не ушла. Когда Олег вошёл в зал, она собирала свои вещи. Пожилая дама удивлённо взглянула на позднего посетителя. Олег подошёл к ней и представился.
— Зинаида Арсеньевна, — начал он, — у меня к Вам есть маленькая просьба. Не могли бы Вы передать этот билет Вашей племяннице, Марине?
Зинаида Арсеньевна поверх очков внимательно посмотрела на него.
— Так… Значит, Вы и есть тот самый Олег? — она нахмурилась, и Олег почувствовал, как внимательный, цепкий взгляд пронзил его насквозь. Но буквально через мгновение взгляд потеплел, и уже другим тоном Зинаида Арсеньевна добавила:
— Я слышала о Вас…
— И что же? — Олег внутренне напрягся. Но, одновременно с этим, он почувствовал подъём от того, что Марина все-таки говорила о нём.
Это не ускользнуло от внимательного взгляда Зинаиды Арсеньевны. Она слегка улыбнулась, что при её обычной сдержанности, было безусловным одобрением.
— Разумеется, только хорошее, — успокоила она, возвращаясь к делам.
Зинаида Арсеньевна собрала последние бумаги со стола, уложила их в ящик и закрыла его на ключ. Теперь на столе остался только билет, сиротливо ожидавший решения своей судьбы. Олег чуть слышно выдохнул. И это тоже не ускользнуло от внимания Зинаиды Арсеньевны:
— Ладно, не переживайте Вы так! Послушайте, Олег, у меня к Вам есть предложение. У меня два дня назад был день рождения, но отмечать его мы с Маришкой собирались только сегодня после работы. Я Вас приглашаю. Вкусный ужин и пирог уже ждут нас…
Олег растерянно молчал.
— Вы согласны? — спросила Зинаида Арсеньевна, немного подождав. Потом подвинула билет в сторону Олега и решительным тоном добавила:
— Кстати, там Вы и вручите свой билет…
Олег совсем растерялся. Направляясь сюда, он был готов ко всему, но только не к этому. Марина рассказывала про него, он для неё что-то значит… И сегодня он снова увидит её…
— Я лишаю Вас права на отказ! — видя его растерянность и смятение, властно произнесла Зинаида Арсеньевна и вдруг тепло улыбнулась.
И Олег согласился.
Зинаида Арсеньевна позвонила Марине и, не вдаваясь в подробности, сообщила ей, что сегодня на их маленькое семейное торжество приглашён гость.
По пути к дому Зинаиды Арсеньевны Олег остановился у цветочного киоска и купил два роскошных букета. Один букет из пятнадцати тёмно-бордовых роз он сразу же вручил Зинаиде Арсеньевне, а второй — тоже из пятнадцати, но на этот раз, ослепительно белых роз Олег приготовил для Марины.
Марина ждала их дома. Увидев гостя, она поначалу смутилась и, бросив быстрый взгляд на тётю, с неподдельной радостью и восхищением приняла от Олега букет. Зинаида Арсеньевна стояла с невозмутимым лицом, и только в самой глубине её глаз плясали весёлые искорки.
Время пролетело незаметно. Домой Олег вернулся уже сильно за полночь. После шампанского, выпитого за здоровье именинницы, машину пришлось оставить у дома Зинаиды Арсеньевны, и Олег шёл пешком. Небо было ясное, фонари горели далеко не везде, и их редкий свет совсем не скрывал от взора ослепительные россыпи звёзд.
Временами Олег останавливался, задирал голову вверх и всматривался в ночное небо. Ему казалось, что звёзды разговаривают ним. Нет, — не разговаривают, — поют. С неба для него звучала удивительная музыка. Это была музыка звёзд. Это было «Адажио соль минор» Томазо Альбиони.
6. Рассвет.
Как и ожидалось, концерт прошёл с огромным успехом. Звучала, в основном классическая музыка, но отдельными номерами шли известные произведения в современной обработке.
Олег с Мариной сидели в седьмом ряду, почти у самого края и Олег видел перед собой тонкий профиль Марины. И этот профиль занимал его настолько сильно, что он, порой, не слышал игры музыкантов. Марина словно чувствовала это. Несколько раз она бросала быстрый взгляд на Олега, и тогда он переключал своё внимание на сцену, правда, ненадолго.
Концерт закончился около десяти часов вечера. Настроение было чудесное, и Марина и Олег пошли домой пешком, благо жила Марина достаточно близко. Вечерело, и город постепенно зажигал фонари, подсвечивался огонькам окон, погружался в тихий и домашний уют воскресного вечера. Они не спеша брели по аллее парка, едва заметный ветерок пушил, слегка касаясь, волосы Марины, она время от времени поправляла причёску рукой, и Олег, уже почти не скрывая этого, любовался своей спутницей.
Когда они подошли к её дому, уже совсем стемнело. Тучи разошлись, и над их головами засияли звёзды. Они остановились, Марина повернулась к Олегу:
— Давайте прощаться?.. Спасибо Вам за концерт и за чудесный вечер… Мне очень понравилось… — она замолчала, сняла очки и протёрла их платочком.
«Вот и всё», — подумал Олег, — «она сейчас уйдёт». И вдруг ему показалось, что сейчас она уйдёт навсегда, словно завтра не наступит, и они больше никогда не увидятся… Он взглянул на Марину, и в груди вдруг защемило. Нет, она не может просто так исчезнуть! Он ведь может, он должен увидеть её ещё раз, он купит билеты ещё раз и ещё раз пригласит её. Она согласится!
— Марина, я понимаю, что всё это глупо, возраст и всё такое… — Олег вдруг сбился, на какое-то время замолчал, и, как с головой в омут, вдруг совершенно неожиданно для себя выпалил:
— Марина, выходи за меня замуж… — Олег даже не осознал, что перешёл на «ты».
Марина подняла на него глаза и улыбнулась. Сквозь стёкла её очков на Олега вдруг дохнуло морской глубиной. Она легонько провела рукой по его щеке.
— Я отвечу тебе завтра… — Марина тоже перешла на «ты».
Она немного помедлила, ещё раз провела рукой по его щеке, едва уловимо задержав пальцы у самых его губ, потом вдруг неловко чмокнула его в эту самую щеку и быстро скрылась в подъезде.
Дома Олег подошёл к дивану и долго смотрел на пустое место на стене. Потом залез на антресоли и достал картину. Развернув газеты, он увидел, что картина вовсе не была серой, он, наверное, в тот раз ошибся! На картине была ночь, и эта ночь кончалась. Чёрное небо было ещё усыпано звёздами, но будущий рассвет уже наметил линию горизонта, отгоняя тьму, и с каждой минутой небо становилось светлее. Снова готовилась вступить в свои права весна. И ещё Олег увидел то, что потрясло его больше всего. Грунтовая дорога не просто шла через степь, теперь стало ясно, что она ведёт к едва виднеющемуся почти у самых гор небольшому домику, и в окнах этого домика горит свет, над крышей в рассветное небо поднимается лёгкий дымок, и сразу ясно, что там не спят, там кого-то ждут…
Олег улыбнулся и повесил картину на её настоящее место. До завтра оставалось совсем немного времени…