Мне сразу вспоминаются жёны декабристов, которые бросили все свои дела и имения ради того, чтобы быть рядом с супругами. В нашей жизни обычно таких подвигов и не требуется. Испытания попроще, но даже их не каждая готова преодолеть.
Например, взять фамилию мужа после свадьбы. Не так уж и сложно — поменять несколько документов, немного побегать. Зато совершить акт доверия мужу и переход под его крыло. Раньше ведь девочка всегда уходила жить в семью мужа, и это считалось нормальным. Сейчас мы часто приводим мужа к себе, да и фамилию его брать не хотим.
В этом ключе вспоминается история одной девушки, которую пятилетний сын спросил: «Мама, а почему мы с папой Ивановы, а ты Сидорова? Ты нам чужая что ли»
После этого она бегом побежала менять документы.
Ещё одна история связана для меня с подругой, которая 10 лет прожила с мужем под девичьей фамилией. Трое детей носили фамилию мужа. И вот она начиталась статей, наслушалась лекций и задумалась. Однажды вечером подошла к нему и спросила:
— Слушай, тут вот говорят, что если жена не берёт фамилию мужа, — это означает что она его не уважает…
— Ну да, — ответил муж, — а ты что, сама этого не знала и не понимала?
Открытие было таким огромным для неё, что документы она поменяла всего за неделю. Она просто увидела, что эта простая формальность действительно разъединяет их с мужем.
И ещё один вариант — когда нужно выбрать, где жить, молодые часто идут к родителям невесты. Потому что ей так проще. Я вспоминаю разговор с маникюрным мастером в Индии.
Она рассказала мне, что у них это даже не обсуждается. Идут жить к родителям мужа. Иногда очень далеко. Своих родителей видят максимум раз в неделю. Но зато муж при этом чувствует себя хорошо. Он на своей территории, он знает все правила, и в таких обстоятельствах способен брать ответственность за жену.
Сравните с нашими реалиями, где в уютный мирок семьи вламывается зять, который всё делает не так, денег носит домой мало… Мужская самооценка долго такого не вынесет — либо он запьёт, либо сбежит. Именно такие примеры я чаще всего и вижу.
Когда молодые идут жить к родителям девушки, через какое-то время они разбегаются. А вот если они идут жить к его родителям, браки уже прочнее. Потому как для женщины естественно быть гибкой, подстраиваться под новые правила, слушаться. Ей это даётся легче, её самооценка не страдает так сильно как мужская.
Конечно, это стресс и для женщины — привыкнуть к другому дому. Поэтому опять же в Индии есть правила, которые облегчают жизнь молодой невестки. Если в доме уже живёт жена старшего брата, она берёт молодую девочку под крылышко. Помогает ей во всём, оберегает.
Когда рождается ребёнок, она может вообще ничего не делать, а муж её и накормлен будет, и в чистой рубахе. Именно так было в семье той женщины, с которой я встретилась.
— Но не всем же так везёт! — сказала я — А если нет такой сестры или старшего брата?
— Тогда есть свекровь. — возразила мне она — Каждая женщина прошла через это, и каждая понимает, как это непросто адаптироваться в новом доме. Поэтому мы, женщины, как одна большая команда, семья. Мы всегда стараемся помогать друг другу.
Для меня именно так и выглядит культура семьи. Когда не делят на твоё-моё, а всё становится нашим… Конечно, в современном обществе лучше жить отдельно сразу же. Чтобы не увеличивать количество разногласий. Женщины сейчас приспосабливаются трудно, почти также трудно как и мужчины. Растеряли мы свою гибкость, мягкость и терпеливость.
И как опять же сказала та самая индийская женщина:
— Если женщина хочет сохранить семью и быть в ней счастливой, она подстроится, научится быть гибче, терпимее, спокойнее, найдёт подход к свекрови. А если она этого не хочет, то даже если семья будет жить отдельно, она её разрушит
Мне даже возразить было нечего. Так и есть.
Это всего лишь ещё один пример следования за мужем. А ещё один пример — это поведение жены во время кризиса.
Я помню, как в одной семье мужа уволили с работы. В этой семье было две машины, и если продать одну, то можно было бы пережить сложный период жизни. Но жена, которая пользовалась своей машиной раз в неделю, категорически отказалась продать её. Она сказала:
— Ты мужик, вот иди и заработай! Свою машину продай!
Он, конечно, продал свою. Хотя она ему очень нужна была по работе. Но жить-то нужно было на что-то. Но осадочек-то остался. Прошло несколько лет. Он снова на коне, успешен. Но рядом с ним уже другая женщина. Которая не водит машину, не работает, зато варит вкусные супы и радостно его встречает дома, в каком бы настроении он ни пришёл.
Делить на двоих всё — проблемы и радости, болезни и богатство, нищету и пиршество. Вот оно главное умение жены. А то ведь часто пока нам хорошо и всего хватает, у нас всё «наше». Но вот кризис, мужа с работы уволили, и моя зарплата уже только моя.
Когда у нас всё хорошо, то дети наши… А когда дети ведут себя плохо — это уже «твои». После развода дети и вовсе часто становятся только «мои». Хотя что изменилось-то в ДНК ребёнка?
Быть готовой за ним переехать в другой город, если его туда перевели или если там есть перспективы. Одна моя знакомая десять лет назад с семьёй переехала в США. Двое детей, которые говорят по-английски лучше, чем по-русски.
Но в какой-то момент мужу предложили вернуться, чтобы открыть свою клинику. Он врач, и в Америке таких перспектив у него не было. Как бы ни было тяжело жене, но они продали любимый дом, переехали в Москву, в двухкомнатную квартиру. И начали всё сначала здесь. Потому что жена оказалась верной союзницей и соратницей мужа.
Мы же часто «используем» мужа в качестве домашнего «козла отпущения», который всегда под рукой. Чтобы ни случилось — всегда можно найти виноватого. Даже анекдот вспомнила с таким же настроением: «В разводе семьи всегда виноваты двое. Всегда. Муж и свекровь»
Если денег нет — виноват муж, работает плохо (ну и что, что я потратила все деньги на свои безделушки!). Если дети капризничают, виноват муж — плохо ими занимается, балует, наследственность плохая. Если дома бардак, то снова виноват муж — разложил свои носки и расставил грязные кружки из-под чая (это мой случай:)).
Когда наваливается проблема, чаще всего нам нужно объявить кого-то виновным, чтобы не мучиться самой. И если жена не умеет следовать за мужем, то именно муж и будет виноват во всём. Что ни делает дурак, всё он делает не так. Угодить ей невозможно.
Если же жена умеет следовать за своим супругом, она разделит с ним даже ту проблему, которую создал он сам. Например, поругался он с другом и переживает. А жена испечёт пироги, пригласит друга с семьёй в гости да невзначай и помирит их.
Или невзлюбил мужа начальник на работе, повышать не желает из-за своей неприязни. Мудрая жена сумеет обаять начальника своими печеньками и скромностью (а не вырезом в декольте). Начальник вместе с ней и мужа её начнёт уважать.
Есть мужчины, которые обладают ужасным характером, но имеют чудесных жен. И из уважения к их жёнам, с такими мужчинами общаются и другие люди. Потому что жена не пытается отдалиться от мужа, не пытается выделиться на его недостатках своими достоинствами. Она верна ему, мудра и умеет следовать за ним.
Помнили бы сейчас о декабристах, если бы не подвиг их жён? Сложно сказать. Столько лет прошло — а до сих пор и музеи в Сибири сохранились, и книги о них пишут.
Наша участь проще, чем у декабристок. Наша аскеза во имя мужа не такая суровая и не такая тяжёлая. Просто нужно научиться быть с ним вместе, заодно, единым фронтом, единой командой.
Как жена Генри Форда держала ему лампу в сарае, когда он мастерил. Как Ксения Блаженная, которая предпочла продлить жизнь своему супругу вместо того, чтобы жить самой. Как Сита, которая ушла за своим мужем Рамой в изгнание в лес, хотя могла бы остаться во дворце.
Нам есть у кого учиться этому важному качеству.